1989 - "Сельская Молодежь" № 12 - "Чем дольше живу, тем больше молодею"

- Почему о вас мало пишет пресса?

- Мне кажется, что наша пресса до сих пор страдает тенденциозностью, особенно когда дело касается хэви-металл. Об этой музыке в Советском Союзе говорят очень мало и сквозь зубы, в то время как на Западе я не знаю, куда спрятаться от журналистов. «Круиз» и «Шах» хорошо известны за рубежом как критикам, так и широкой публике.

- Валера, почему на твой взгляд, старшее поколение в основном не воспринимает рок и тем более металлический?

- Этим людям просто чужда рок-музыка, и они не имеют к ней никакого отношения. В их возрасте трудно воспринимать что-то новое. Как правило, с какой музыкой человек вырос, такую понимает и слушает сейчас. Кто любил джаз, тот любит его и сегодня, Я с детства слушал «Битлз», «Дип перпл», «Лед зеппелин». Хэви-металл - музыка 80-х годов, и этот стиль соответствует моему нынешнему уровню восприятия мира.

- Наверное, молодежь можно обвинить в ограниченности, поскольку в основном она не воспринимает классику?

Согласен, но лишь частично. Молодежь просто не слушает классику, поэтому и не понимает ее. Выучить иностранный язык и научиться управлять машиной проще в юности, а когда тебе за сорок, попадаешь в плен стереотипов. Взрослому понять рок сложнее, чем молодому классику.

- «Литературная газета» придерживается точки зрения, что советские рок-группы все на одно лицо и, следовательно, не имеют индивидуальности. Ты с этим согласен?

- До определенной степени так и есть... даже видеоклипы однотипные. Убежден, это происходит потому, что мы только в начале пути. Ситуация также усугубляется тотальным непрофессионализмом: радио, телевидения, тех, кто отвечает за звукозапись. Молодым музыкантам нужны грамотные продюсеры, нормальные условия для того, чтобы вести поиск в нужном направлении, и результаты будут положительными. Что касается продюсера, то он организовывает творческий процесс, расставляет акценты. ...А вообще-то, я не уверен, что автор «Литературки» профессионал, потому что такое обвинение банально, если оно не аргументируется специалистом. К сожалению, некомпетентность у нас очень распространенное явление.

- Наблюдая за многочисленными рок-группами, не успеваешь запомнить их участников, так часто они меняются. «Круиз» восемь лет работает стабильным коллективом. Чем это объясняется?

- Они меняют состав, чтобы изменить музыку, а мы меняемся сами, наше искусство развивается. Кроме того, дело у нас всегда на первом плане, и это делает нас единомышленниками. Соответственно не возникает и мысли тасовать людей словно карты в колоде. В.: Читатели интересуются, когда ты сочиняешь музыку? О.: Я сова, иногда прекращаю работу в шесть-семь утра. Для меня гитара — целый мир, неисчерпаемый и прекрасный. Она вдохновляет, дарит идеи и методы их реализации, определяет музыку. В моем творческом процессе есть что-то от шахмат. А вообще, я сторонник принципиальности в искусстве.

- Ричи Блэкмор в одном из интервью сказал, что сегодня в оценке гитаристов руководствуются прежде всего тем, кто быстрее перебирает пальцами по грифу. Что ты об этом думаешь?

- Блэкмор говорит так прежде всего потому, что завидует. К сожалению, наши многочисленные поклонники рока уверены, что он сегодня такой же, как и в семидесятые годы, а тем временем его место в музыке изменилось, так как сейчас многие музыканты играют не просто быстрее, они лучше понимают гитару, чем Ричи. После 83—84-го годов Блэкмор утратил представление о том, что значит играть на гитаре. Я слышал концерт «Дип перпл» в Италии, и, поверь мне, ничего хуже припомнить не могу. Мне кажется, что группа дискредитирует свое громкое имя. А тем временем на Западе они даже популярнее сейчас, чем в семидесятые годы, когда они действительно играли. «Дип перпл» образца 1989 года деградировал до попса, массовой музыки. Так что мы имеем дело фактически с двумя совершенно разными группами, и сравнивать их — это все равно что сравнивать «Круиз» с «Ласковым маем» - образчиком массового искусства в худшем смысле этого слова. Боюсь, что «Дип перпл» угрожает та же участь.

- Тебя считают лучшей гитарой страны. Согласен ли ты с этой оценкой?

Извини, но «Песня-88» объявила лучшим гитаристом Володю Кузьмина. Вообще-то, я не считаю Кузьмина гитаристом, он исполнитель популярных песен, а я гитарист. На его месте я бы совсем бросил гитару. Без ложной скромности скажу: я многого достиг и имею свой, надеюсь, индивидуальный стиль, который формирует меня как музыканта, личность, человека. Его специфика определяется постоянным поиском нового и зависит даже от марки моей гитары. Хорошими гитаристами я считаю Лешу Белова и Сергея Кудишина, но в то же время, думаю, они остановились на половине пути: достигли чего-то, а дальше идти боятся и ищут поддержки или в клавишных, или еще в чем-то. Я считаю, что гитара должна быть превыше всего.

- Расскажи, пожалуйста, о ваших спектаклях «Звездный скиталец» и «Путешествие на воздушном шаре».

- Эти спектакли - вчерашний день «Круиза». Мне намного интереснее то, чем мы занимаемся в настоящее время, в частности, работа над новым англоязычным альбомом. Надеюсь, со временем он появится в русском варианте.

- А кто пишет для вас тексты?

- Идеи мои, а литературная обработка Ольги Чайко. Она одновременно и менеджер «Круиза».

- Валера, какое у тебя образование?

- Музыкальное. Если же говорить точнее, то вся творческая практика - это образование в наивысшем смысле.

- Собирается ли группа сниматься в кино?

- Нет, во всяком случае, в СССР, а за рубежом такая возможность не исключена. У нас, к сожалению, фильмы о хэви-металл не нужны, и это обидно.

- Как группа отдыхает?

- За последние пять лет не могу припомнить, чтобы мы отдыхали. Наш менеджер в ФРГ предлагал свою яхту для круиза вокруг Европы - это было бы здорово.

- Часть выручки от последних концертов вы передали в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Считаешь ли ты, что милосердие имеет религиозную основу?

- Я вырос в Молдавии, там народ религиозный. Моя мама регулярно ходит в церковь, а для меня вера в Бога - это прежде всего вера в себя. Иногда я обращаюсь к Богу, чтобы Он дал силы пройти мой тяжкий путь. Несколько поколений у нас оказались оторваны от религии. Мы просто не могли выбирать. Верующий я или нет? Не могу сказать, но идею милосердия считаю очень нужной нашему обществу.

- Что ты можешь сказать о других участниках группы?

- Смешные, немного сумасшедшие, сравнительно молодые. Сергею Ефимову - 28, образование - десять классов, любит жизнь, почти всегда в хорошем настроении. Он такой веселый, что нормальному человеку рядом с ним трудно. Федор Васильев - абсолютно серьезен, его интересуют глобальные проблемы, но, когда Сергей затевает свои «приколы», Федя его понимает и поддерживает. Ему 27 лет. Он закончил училище имени Гнесиных. А мне уже 31, но я считаю себя самым молодым в группе. Чем дольше живу, тем больше молодею.

Интервью провела Оксана КУТНЯК

Hosted by uCoz