1990 - Газета Московский комсомолец 18 мая 1990 г., Звуковая дорожка №244 "МОНСТРЫ НАНОСЯТ ПОВТОРНЫЙ УДАР"

НАHECTИ второй удар всегда сложнее. Если сделать один шаг удается многим, то многие же и ломаются на втором. Здесь уже не срабатывают дополнительные обстоятельства, как-то - свежесть, необычность, интерес, простое любопытство, наконец...

Люди уже знают, чего можно ожидать, и разочарований не прощают. К счастью, для многочисленной армии поклонников крупнокалиберной музыки, «Монстрами рока СССР» занимаются серьезные люди. Менеджмент «БИЗ-Экспресс» приложил большие усилия для того, чтобы этот праздник тяжелого рока состоялся и прошел на солидном уровне. Фестиваль растет с каждым разом и скоро грозит превратиться в самое мощное шоу страны. Да и вообще, когда появляется традиция - это уже хорошо.

Фестиваль, несомненно, доставил много удовольствия не только зрителям (а зал был переполнен оба дня!), но и людям, которые в курсе музыкальной жизни столицы. Открытия и сюрпризы следовали один за другим. Огорчило, что не смогла участвовать «Ария», но ребятам сейчас не до концертов. Состав «Арии» опять раскололся (Дубинин и Маврин уезжают работать в Западную Германию), и чем все это кончится — пока не ясно. Однако перейдем к более приятным вещам.

Открыл фестиваль «Джокер». Уже в Череповце в этих музыкантах чувствовался сильный потенциал. Во всяком случае, я с удовольствием просмотрел и прослушал весь их сет. За прошедшее с тех пор время в группе кое-что изменилось — во-первых, изменилась стилистика — звук стал жестче, исчез слишком уж заметный в прошлом «дефлеппардизм». А во-вторых — в «Джокере» появился новый вокалист, Борис Буров, и этот человек стоит того, чтобы о нем поговорить отдельно. Это имя я встречал уже несколько лет назад. По Москве ходили слухи о вокалисте с удивительным голосом, но дело особенно не двигалось. Первая серьезная попытка была предпринята с группой «Александр Невский» осенью прошлого года. но она не удалась, и тогда-то и возник этот неожиданно сплоченный альянс Бориса с «Джокером».
«Джокер» всегда был силен своим мощным хард-роком, и просто фантастический голос Бурова (вспомните-ка Гленна Хьюза) стал именно той частью ядерного сырья, которого не хватало для цепной реакции. Музыка «Джокера» — это традиционный (в лучшем смысле этого слова) хард-рок, в котором нет слабых мест. Явление редкое на нашей отечественной металлической сцене. На «Монстрах» ребята играли часть своего нового репертуара — готовится новый альбом «Джокера», и, поверьте моему слову, вы еще услышите об этой группе.

Следующей на сцене появилась «Маркиза». Не так давно вышел ее дебютный альбом с тремя футуристическими чудовищами на обложке, и рейтинг группы в мире тяжелого рока резко вырос. Правда, в те времена, когда пластинка писалась, в коллективе, похоже, царствовали «облегченные» настроения — и пластинка наполнена прекрасными балладами, хотя и для жесткого материала место осталось. «Маркиза» включила в свое выступление некоторые свои прежние хиты, но новый материал вызывает у меня одни положительные эмоции. Новый гитарист Михаил Самофалов (экс-«Альфа») сумел вывести «Маркизу» на определенный курс, иногда делая совершенно неожиданные отступления от него. Но такие «шаги в сторону» не портят общего впечатления, более того, расширение музыкального спектра «Маркизы» пришлось всем по кайфу.
И опять небольшой сюрприз - в составе группы снова появилась Света Молчанова, недавно вернувшаяся к своим прежним коллегам после развала «Прима Донны», Надо сказать, альянс сестер Молчановых работает просто великолепно, так что «Маркиза» ничего не потеряла, а вот приобрела многое...

На второй день вместе с «Маркизой» на сцене появилась Энн Болейн, вокалистка американского состава «Хеллион», о которой отдельный разговор.

ВCE ГРУППЫ вторых «Монстров рока СССР» продемонстрировали тенденцию к прогрессу. «Черный кофе», долгое время эксплуатировавший эффект «Владимирской Руси», на этот раз оказался на высоте. Номера с их новой пластинки имеют заметно изменившееся качество. Основной удар сделан на ритм-секцию, которая честно справляется со своей работой, качая в меру тяжелый, в меру динамичный ритм, на фоне которого Дмитрий Варшавский упражняется в вокальном искусстве. Песни «На последний поезд», «Вольному воля» звучат очень свежо, бас-гитара Игоря Куприянова оказалась в состоянии придать неповторимое очарование простому, казалось бы, номеру «После тебя».

«Мастер». Этот коллектив всегда был моим фаворитом в мире тяжелого рока. Их последний магнитофонный альбом, наделавший много шума, наконец прошел технические службы и в июне должен выйти пластинкой на «Мелодии». Первоначальный тираж 30 000. А пока музыканты практически весь его материал играют на своих концертах. В том числе и здесь, в Сетуни.
Шоу «Мастера» никогда не страдало статичностью, в нем полно взрывной энергии, хотя мне кажется, что техникам сцены чересчур здорово достается от музыкантов во время выступления. Старые вещи почти исчезли из репертуара «Мастера» (скорость — она как наркотик, и играть вещи в «ми-тем-по» просто неинтересно). И поэтому очень клёво была принята старая вещь «Воля и разум». Сет прошел на «ура», и публика еще долго скандировала название группы, но таковы уж правила - выходы на «бис» расписанием не предусмотрены, длительный фестивальный марафон и так сильно «сажает» публику.

Выступления «Круиза» ждали все. В Череповецком фестивале группа не смогла принять участие из-за нерасторопности наших западногерманских партнеров, но на этот раз мешать было некому, и «Круиз» появился на сцене.
Я знаю, что Валерий Гаина очень волновался перед концертом в Москве в начале этого года, после почти годового отсутствия. Мы несколько не привыкли к новому имиджу группы и если имели о нем какое-то впечатление, то разве что из западных клипов, показанных по нашему ТиВи. К тому же пластинка «Круиза» так и не была переиздана в нашей стране, а потому для многих репертуар группы оставался тайной за семью печатями.
Если у кого и были опасения - они оказались напрасными. «Круиз» в любой ситуации остается «Круизом». Неутомимым, веселым и неугомонным. Центр внимания, конечно, падает на Гаину, который в последние годы не только терзает гитару, но и является певцом на все случаи жизни. Шоу «Круиза» тщательно продумано, и при минимуме людей на сцене создается впечатление активного сценического действия. Время от времени кто-то из музыкантов переключает внимание на себя, давая тем самым остальным возможность передохнуть.
Группа отыграла старый материал (правда, для изрядной части публики он оказался новым) и продемонстрировала номер из новой пластинки, который назывался «Хит для ЭмТиВи». Не знаю, выйдет ли очередной альбом «Круиза» здесь, у нас, но на Западе он планируется к середине года и будет называться «Калчер шок» Эй. Эл. Эс», что в переводе на наш язык можно подать как «Культурный шок». Чужой жизненный стиль». Я так понимаю, что речь на альбоме пойдет о «тяжелом» опыте «Круиза» жить в условиях оголтелого империализма...
Выступлением «Круиза» Гаина не ограничился и под конец фестиваля представил на суд публики свой новый сольный проект «Гейн». который был сформирован пару-тройку месяцев назад и после небольших перемен работает в следующем виде: Валерий Гаина - гитара, Федор Васильев - бас-гитара, Владимир Бажин - вокал (он таки ушел из «Тяжелого дня»...) и Андрей Шатуновский - ударные (последнее место работы - «Кураж»). На сцене вся эта команда напоминает банду с разношерстного восточного базара. По сути дела - это неплохой имидж, и он хорошо выдержан. А самое главное - отвечает той музыке, которую играет «Гейн».
Хотя в «Гейне» 50-процентное содержание «круизовцев», музыка проекта порядком далека от трэшевой анархии. Проект был создан для попытки прорваться на американский рок-рынок, как известно, самый большой в мире (хотя мы можем «съесть» куда больше музыки, чем они). «Гейн» весь построен на гитаре, которая звучит, не замолкая. Упрекать материал проекта в коммерческой направленности будет не совсем справедливо, так как здесь в изобилии присутствуют совершенно не присущие коммерческой музыке фрагменты, из которых и складывается в принципе музыка «Гейна».

Но все затмил совершенно чумовой джем-сейшн, когда огромная толпа музыкантов исполняла «Дым над водой». И вот тут-то и отличился Буров! К моему удивлению, он не просто давал «Дип перпл» образца 1974 года, но еще и знал текст песни! И под завязку неунывающий Гаина порадовал народ исполнением гитарного варианта нашего гимна. Помните - «Союз нерушимый...» и т. д.

ФЕСТИВАЛЬ завершился - измотанные организаторы устало вздохнули и прикинули, что и во сколько им обошлось. Директор всего этого мероприятия, Сергей Соколов, под конец просто напоминал «зомби» - взгляд у нашего гения организаторской работы напрочь отсутствовал, и двигался он, похоже, лишь по воле некой высшей силы.

Особенно хочется сказать об охране фестиваля - ребята из спортивного клуба «Вайдер-Ветал» отлично сделали свою работу - нигде прежде я не видел, чтобы «секьюрити» вели себя настолько активно и вежливо одновременно. Хотя им досталось и круто - сдерживать в течение четырех часов заведенную публику силой одних рук - занятие непростое.

Что дальше? А дальше новый фестиваль - на этот раз он планируется в Ленинграде и будет проведён 26 и 27 мая. Ведутся переговоры о приезде серьезных западных групп, но пока это «служебная тайна».

Алексей СИДОРОВ.

Hosted by uCoz