2007 - www.solotin.ru (Тамбов) - Интервью с Валерием Гаиной

С этой пластинки для меня начался "настоящий" рок. Диск "Круиз-1", выпущенный в конце 80-х фирмой "Мелодия", оказался той точкой отсчета, начиная с которой музыка стала не просто увлечением, а серьезной частью жизни. Мое восприятие группы отличается от отношения к ней большинства земляков как к "бывшему коллективу Тамбовской филармонии, который добился звездного статуса". Во времена, когда "Круиз" жил и записывал первые альбомы в родном для меня городе, я был еще слишком юн, и присутствия будущей легенды никак не ощущал. Так что мой "Круиз" начался с этой программы 1986 года, с жесткими риффами и запилами Валерия Гаины, скоростными и одновременно мелодичными песнями про "дальний свет" и "пилигримов". Конечно, потом я узнал и предыдущее роково-эстрадное творчество команды, но всегда любимым оставался именно этот, металлический "гаиновский" вариант группы. Не знаю, откуда это бралось, но постоянно присутствовало ощущение близости взглядов на творчество с Валерием, была уверенность, что не только жесткая стилистика его музыки привлекает меня, но понять причину удалось лишь двадцать лет спустя, лично пообщавшись с кумиром своей юности.

Валерий Гаина - человек, который всегда смотрит вперед. Можно по разному относиться к тому, как развивалась его карьера в творческом отношении, но нельзя не признать - каждый новый этап был шагом в будущее. Для многих музыкантов, добившихся определенного успеха, время застывает на одном месте, и все новое проносится мимо - стилистика, звучание, технологии... Валерий же всегда остается молодым, от его музыки по-прежнему веет свежестью. При том, что высочайшее исполнительское мастерство никуда не девается, а, наоборот, лишь приумножается. Не много можно вспомнить команд, у которых гитара звучит так же акцентированно, но при этом не нарушает цельность группы. Именно этим, на мой взгляд, и отличался ставший уже легендой "Круиз".

В Тамбов спустя пару десятков лет гитарист и певец приехал с сегодняшним проектом GAiNA, что уже в силу названия вроде бы подразумевает формат "солист плюс аккомпаниаторы". Но трио с Гаиной на гитаре и басистом Федором Васильевым (участником того самого состава второй половины 80-х) производило полное впечатление возрожденного металлического "Круиза" с новой программой. И, надо сказать, сами музыканты всячески поспособствовали такому восприятию, исполнив, помимо новых песен с прошлогодней пластинки "Снова твой", немало круизовских хитов прошлых лет. Было очень обидно за людей, которые не смогли попасть на концерт просто потому, что не знали о нем. Ведь Тамбов наверняка является городом с самым большим коэффициентом любви к «Круизу» на душу населения в мире. Однако статус мероприятия предполагал особую систему распостранения билетов, так что в зале оказалось довольно много людей, не имеющих понятия о том, кто предстанет перед ними. Скажу откровенно - некоторые, с удивлением услышав какие-то непопсовые звуки, сразу встали и ушли. Зато те, кто остался, наверняка не пожалели об этом ни капли. Так получилось, что два вечера подряд главный зал Тамбовской области принимал звездных гостей. И эти концерты наглядно показали, чем отличается великий музыкант от просто талантливого. Сначала одна из новых звездочек (далеко не худший из них), постоянный участник различных ТВ-шоу Алексей Чумаков действительно здорово вписался в атмосферу выявления самой красивой девушки Тамбовщины. Вроде и петь человек умеет, и зал держать. Но когда на следующий день на эту же сцену вышел Гаина сотоварищи, даже многие поклонники поп-музыки признались, что «вот это-то и есть настоящий музыкант».

Само выступление 29 ноября шло по нарастающей. Сначала музыканты исполняли новые вещи, и зал встретил незнакомые песни достаточно сдержанно, больше слушая, нежели выражая эмоции. Однако, после того как трио в хронологическом порядке стало вспоминать старые боевики - «Как скучно жить без светлой сказки», «Не падай духом», «Случилось».., музыканты и публика смогли настроиться на одну волну, и даже новые песни уже награждались бурной овацией. Оказалось, что это вполне достойный материал. Нечего и говорить о том, что зрители долго не отпускали команду, заставляя их выступать на бис. Впрочем, слово «заставлять» едва ли верное в данном случае - показалось, что музыканты работали с явным удовольствием.

 Мои личные впечатления имеют очень позитивный характер. Как-то поймал себя на мысли, что, превратившись с некоторых пор из музыканта в критика, стал иначе смотреть и слушать музыку. Но на концерте GAiNA снова превратился в обычного слушателя, который не раскладывает по полочкам различные составляющие выступления, а просто отдается во власть артиста и следует за ним, наслаждаясь музыкой. Так что могу сказать только об эмоциях - а они фантастические! Наблюдать за игрой подлинного Мастера, каковым является Валерий, для было большой радостью. С профессиональной же точки зрения впечатлило два момента: звукоизвлечение Гаины (здесь наверняка повлияли годы жизни и работы в США) и его потрясающее взаимопонимание с Федором Васильевым. Феноменальный басист! Теперь я понимаю, почему пару лет назад, когда я беседовал с Дианой Арбениной, она смущенно говорила о своем звездном статусе: «Ну как я могу называть себя звездой, когда в "Ночных снайперах" играет такой музыкант, как Федя Васильев». Кстати, мне понравился и новый барабанщик проекта Игорь Черевко. Видно, что при всей своей техничности он предпочитает дорожить каждым ударом, а это меня привлекает гораздо больше, нежели драммеры, разбрасывающиеся трелями направо и налево. Конечно, о сыгранности с партнерами, подобной тандему Гаина-Васильев, речь пока не идет, но это всего лишь вопрос времени. Не слишком понравился звук - GAiNA работали на местном, филармоническом аппарате, предназначенном скорее для фанерных попсовых концертов, а не для серьезных живых выступлений. И еще. Несмотря на то, что Валерий серьезно прибавил как певец, было бы интересно услышать эти песни в исполнении вокалиста с более жесткой манерой пения. Напоследок предлагаю посетителям www.solotin.ru интервью с Валерием Гаиной, которое сложилось из ответов на вопросы до и после концерта.

- Валерий, последний раз Вы были в Тамбове лет двадцать назад. За это время в Вашей жизни многое произошло, а последние годы вообще прошли в Америке, куда стремятся многие рок-музыканты. Расскажите, пожалуйста, о времени, проведенном за границей. Что из желаемого там получилось, а что - нет?

- В Америку действительно стремятся многие, и не только из нашей страны. Все просто - там очень большой рынок, уже сформированный. Причем это происходит и в кинематографе, и во многих других сферах. А если взять 90-е годы, когда я уезжал, то тогда были большие проблемы в плане творческой реализации в нашей стране, трудно было ездить по стране, заниматься любимым делом. И когда нам предложили контракт - приехать в Америку и записать альбом, конечно, мы не были такими глупыми, чтобы отказаться. Сейчас же и в России появляются большие возможности. Лично для меня самое главное в состоявшемся возвращении - то, что человек никогда не забывает свое прошлое. Невозможно закрыть дверь и никогда ее больше не открывать. Я всегда знал, находясь за границей, что это возвращение произойдет. Единственное - я не хотел уезжать из Америки так, как когда-то приехал туда. Дело в том, что там надо было начинать новую жизнь, строить все с нуля, и строить долго. А достраивать я не люблю. Я решил, что не уеду оттуда до тех пор, пока не пойму - все, я добился того, чего хотел. Теперь я могу развиваться дальше. А вернулся я в первую очередь из-за людей, которые по-прежнему любят меня. Все 17 лет, что я был в Америке, меня спрашивали: "Валера, когда ты вернешься?". Если говорить о Тамбове, то возвращение сюда - это очень эмоциональный момент. Это мой дом родной, моя родина, и мне очень радостно здесь быть, в зале вот этой филармонии.

- Какие места в Тамбове вызывают у вас наибольшую ностальгию?

- Конечно, в первую очередь мне хотелось увидеть гостиницу, в которой мы с "Круизом" постоянно жили, и филармонию, где работали. Тут, в холле филармонии мы записывали свои первые альбомы, выстраивали целые баррикады, чтоб ничего не гудело. Именно эти песни принесли нам известность в стране. Еще вспоминаю кафе "Европа" и речку Цну, конечно. Некоторые ездили в Сочи, а мы сюда загорать приезжали каждое лето месяца на два.

- Как Вы относитесь к сегодняшнему "Круизу"?

- Я уехал из России в 90-м году, и в принципе группа "Круиз" тогда расформировалась. Хотя я и не заявлял о том, что группа уже не существует. Но так сложилось, что группа ЭВМ, составленная из некоторых бывших "круизовцев", решила взять себе название "Круиз". Хотя это название в последние годы принадлежало мне, они меня ни о чем не спрашивали. Я не знаю, чего можно ожидать от этого коллектива сегодня с точки зрения творческих планов, мой же проект называется просто GAiNA. Кстати, со мной играет Федор Васильев, с которым мы вместе работали еще в "Круизе". От нас можно однозначно ожидать новых работ. К счастью, компания CD-Maximum сейчас переиздает три альбома: мой прошлогодний диск "Снова твой", "Круиз-1" 1987 года и англоязычный альбом, выпущенный в 1988 году в Германии. Сейчас уже идет работа над новым альбомом. Кто его будет выпускать - пока не знаю. Будем выбирать ту компанию, которая пообещает, что он появится на прилавках магазинов по всей стране. Сейчас же, куда ни приедем, все спрашивают, где можно купить наши работы. И этот вопрос, если честно, уже немного достает.

- Как оцениваете сегодняшнее положение дел в нашей музыке?

- Меня многое радует. Появляются новые компании, продюсеры, специализированные телеканалы. Можно услышать немало новых имен. Это не означает, что в моем понимании все позитивно. Все равно многое делается под диктовку определенных компаний и людей. Существует масса музыки, которая не доходит и никогда не дойдет до широкого слушателя. Как правило, проекты создаются в головах продюсеров, и под эти идеи придумываются группы. А готовые интересные коллективы порой просто никому не интересны, до них нет дела. Поэтому нужны люди, которые имеют другой взгляд на это. Пока же получается, что несмотря на то, что рынок забит музыкой, потребитель хочет услышать что-то новое, интересное, необычное, не то, что всюду показывается. Надеюсь, что к этому все же у нас идет дело, и у разных артистов появится больше возможностей себя показать.

- Не секрет, что на Ваши концерты приходят люди, движимые любовью к той музыке, которая была сделана 20-25 лет назад. А какое у Вас отношение к молодежи, есть ли что показать новому слушателю?

- Сразу скажу, что последний альбом "Снова твой" был написан именно для молодежи. Я рассчитываю, что те, кто любил "Круиз" - и начала, и конца 80-х - меня всегда поймут. Я же всегда хотел представлять день, в котором живу. Если на дворе 2007-й год, то я должен соответствовать времени. Я чувствую музыку всегда по-разному, всегда стремлюсь к какому-то развитию. Возьмите даже историю "Круиза", и увидите, как все постоянно развивалось. Начали как чуть ли не попсовая группа, а закончили хэви-металл. Сейчас я вижу, что 80-90 процентов зрителей на концертах - это новая публика.

- И какую музыку Вы предлагаете слушателю сегодня?

- Мне трудно, конечно, описывать свою музыку. Если в двух словах - это альтернативный рок. Достаточно жесткая гитара, простая мелодичная форма, доступная, то есть новые песни можно легко запомнить. Я бы назвал альбом "Снова твой" более простым по сравнению с последними работами "Круиза" с точки зрения аранжировки и инструментовки. Но жесткость осталась - на этом альбоме все равно звучит все тот же Гаина. Тексты достаточно глубокие. Они, в какой-то мере, о моей жизни.

- После "Круиза" ко всем Вашим коллективам применяется термин "проект", то есть команда, собранная для реализации идей одного человека. Это стечение обстоятельств или Вам так проще работать? И нет ли желания снова создать полноценный творческий коллектив?

- Хороший вопрос. Конечно, я могу назвать GAiNA группой, но на самом деле это действительно проект. Ведь мы играем музыку, которую я писал один в Америке, играя с другими музыкантами. К тому же для меня это еще и проект в том смысле, что это не единственное, чем я занимаюсь на сегодняшний день. Я пишу музыку для телевизионных каналов в Америке, и эта работа отнимает у меня большое количество времени. К счастью, моя компания сейчас выросла, и у меня появилось больше возможностей заниматься творчеством в России. Впрочем, проект или группа - это всего лишь слова, и для меня не так уж принципиально, как это называть. Посмотрим, как все будет развиваться и во что выльется - возможно, GAiNA станет настоящей группой в том смысле, о котором Вы говорите.

- Нет ли у Вас ревности к нынешнему успеху команд "арийской" семьи? В 80-е вы были звездами примерно равной величины, а сейчас широкий слушатель из всей тяжелой музыки знает лишь о существовании "Арии" и Кипелова. По Вашему, почему только эти группы сейчас хорошо раскручены?

- Вы правы, что достаточно известны только они. В принципе, "Ария" и Кипелов - не единственные, которые заслуживают внимания. Есть прекрасные группы у нас в стране, и новые, и старые, но не всем удается заявить о себе. Я очень сожалею, что ситуация складывается таким образом. Но "Ария" все же имеет популярность за счет своей истории. Если б они появились сейчас, вряд ли бы добились подобного успеха. Они и музыку играют все ту же, и никогда не изменяли себе. Зависти у меня к ним нет, конечно же. Наоборот, я радуюсь за них, что они выживают в этом тяжелом бизнесе - это на самом деле очень непросто.

- Валерий, почему, на Ваш взгляд, мало кому из наших музыкантов удается добиться признания на Западе?

- На самом деле каких-то определенных причин нет. Просто никто не доводит свое дело до конца. У меня была в Америке группа KARMA, которую я создал сразу после приезда туда. Мы были очень успешны, в течение года о нас только и говорили в Лос-Анжелесе. Но дело было не доведено до конца. Мы имели очень хороший шанс стать популярной группой в Америке. Это был 93-й год, такую музыку никто не играл - на много чего похожую, но имеющую собственное лицо. Там было много составляющих - от элементов тяжелой музыки до фанка, психоделики и даже рэпа. При этом технический уровень инструменталистов был очень высокий. Разумеется, мы покоряли публику, причем очень быстро, но так сложилось, что группа распалась. Приехав в другую страну, нужно сначала очень многое понять, изучить. На это требуется немало времени и усилий. Поэтому многие не хотят ждать, а думают лишь о том, как быстренько деньги заработать. Ждать успеха лет десять никому не хочется - а вдруг не получится? Мне кажется, причина в большинстве случаев именно такая, причем не только для наших музыкантов - из любой страны. Ведь надо еще и новых соратников найти, музыкантов, которые тебя понимают. Мне лично было интересно поработать именно с американскими музыкантами.

- А есть разница между музыкантами у нас и в Америке?

- Разница очень большая. Прежде всего, в силу того, что у них менталитет другой, американцы готовы гораздо больше отдать ради успеха, они готовы умереть за дело, идут как на войну. У нас люди скорее всего раньше предадут себя, и если кому-то что-то предложат достаточно приземленное, наш человек готов забыть о том, что он представляет на самом деле гораздо более серьезное внутри себя. Я рад, что получил такой опыт. По моим ощущениям, группа KARMA - это один из моих пиков в жизни. На меня смотрели люди и видели, что я приехал из другого места, и я явно принес что-то новое, что им казалось интересным. Между прочим, мы использовали массу элементов из "Круиза", особенно из состава втроем. И все эти элементы удачно работали. Публика просто нас любила, мы покорили ее очень быстро, что для Лос-Анжелеса казалось нереальным. Но... Жизнь есть жизнь. еще раз повторю - группа распалась.

- Известно ли Вам, с какой обидой читали тамбовские поклонники группы обложку диска "Круиз-1", выпущенного фирмой Мелодия в 1987 году, где было указано, что группа родилась в Москве? Можете спустя двадцать лет объяснить причину того, что о Тамбове применительно к "Круизу" официально не говорилось?

- Да мы были обижены не меньше своих поклонников! К сожалению, к тому, что написали на фирме Мелодия, мы сами отношения не имели. Они изменили все, и не только информацию о группе. Альбом вообще должен был называться "Рок навсегда", но они запретили такое название. Нам сказали: "Скажите спасибо, что мы вообще вас выпускаем". Но наши слушатели все равно знают, откуда мы вышли, и пользуясь случаем, я прошу прощения у тамбовских поклонников группы за эту неточность.

- Возможно ли Ваше воссоединение с группой "Круиз"?

- Смотря что вы имеете в виду под группой "Круиз". Если что-то и произойдет, то только ради какого-то одного концерта или события. И, конечно, если речь идет о старом составе с Сарычевым, Кирницким, Королюком, Мониным. В принципе, нынешний "Круиз" не имеет ничего общего с классическим составом группы. Я не знаю, что представляло бы это с творческой зрения, ведь у каждого из нас сейчас своя дорога, мы делаем совершенно разную музыку. Я, например, дружу с Сережей Сарычевым, он мне очень близок, но, допустим, творить с ним я бы точно не смог. Мы сегодня мыслим по другому, и движемся в разные стороны. Так же и со всеми остальными. Хотя я и очень люблю их, и уважаю творчество каждого. Считаю, что все должны быть такими, какие есть, не в коем случае не навязываю свой путь, не заставляю думать так, как думаю я. Так что реальной возможности для воссоединения я не вижу.

- А есть ли музыканты, с которыми хотелось бы сыграть вместе?

- На самом деле мне удалось уже сыграть вместе со многими хорошими музыкантами. Я никогда не делал из этого какого-то пиара, мне было просто важно почувствовать, что я получил от этого для себя. Когда я начинал свой путь в Америке, я играл со многими известными музыкантами. Мои близкие друзья, скажем, Tool, Rage Against The Machine, Red Hot Chili Peppers, с которыми часто играли вместе. Марти Фридмен был моим самым близким другом. К сожалению, мы давно не виделись, потому что он много времени проводит в Японии, где у него большой контракт. У меня есть в планах сделать какой-нибудь совместный проект. Мы с ним очень много играли вместе, делились опытом. Я его очень любил, считал его одним из самых ярких музыкантов, которых я знал, и он такого же мнения был обо мне. Поэтому нам легко было вместе. В 95-м, услышав мою игру на диске группы KARMA, меня пригласил на прослушивание Оззи Осборн. Но, решив потом не создавать полноценную группу и ограничиться студийной записью, Оззи остановился на кандидатуре Стива Вая. Так что, в принципе, я сыграл со многими, да и вообще не против игры с разными хорошими музыкантами. Причем имя не имеет значения, пусть даже в каком-нибудь гараже или дома у кого-нибудь. лишь бы было интересно.

- Даете ли Вы мастер-классы? Скажем, нашим тамбовским музыкантам могли бы дать какие-то советы?

- Запросто. Хотя считаю, что мастер-классы надо готовить. Да и организовывать. Не буду же я бегать сейчас по гаражам и спрашивать: ребята, кому из вас дать мастер-класс? Я вообще человек скромный, чтобы претендовать на право кого-то поучать. Когда-то я давал семинары в Америке, сидел перед публикой примерно в тысячу человек, приехавшей из разных стран. Мне пришлось проделать большой труд, чтобы подготовиться, чтобы им было интересно. Несмотря на то, что я хорошо играю, могу сказать точно, что человек пятьсот там имело такую технику, что не было понятно, зачем вообще им какие-то мастер-классы. Самое главное, что я могу посоветовать - музыкант должен иметь свое лицо.

- Гитарист одной из известных отечественных групп, присутсвовавший на мастер-классе Джо Сатриани, сказал: "Да я бы тоже так играл, если б между гастролями не водку пил, а упражнялся на гитаре". Сколько времени занимались Вы? И что бы посоветовали в этом плане молодым?

- Я бы однозначно посоветовал вместо распития водки заниматься игрой на гитаре. Даже если пьете - ну выпей, и тут же играй! Чем больше времени ты проводишь с гитарой в руках, тем больше вероятность, что ты чему-то научишься. Во времена "Круиза" я занимался гитарой не меньше восьми часов в день. Я практически этим жил, и, разумеется, только благодаря упорным занятиям стал тем музыкантом, которого сейчас знают. Для меня имеет значение само стремление в работе. В будущем оно может помочь в любом другом деле. Например, когда я приехал в Америку, то легко выучил язык, и то, что у меня было выработано стремление к овладеванию новым во время занятий гитарой, помогло мне выучить английский очень быстро.

- По-Вашему, есть ли в России сегодня что-то действительно конкурентоспособное на мировом уровне?

- Интересные проекты есть. Возьмите, скажем, группу ТАТУ. К ним можно относиться как угодно, но они принесли что-то новое. Они до сих пор могут с успехом проехаться с гастролями по Америке и везде будут собирать залы. Уровень нашей музыки растет. Конечно, нельзя отрицать, что это большей частью копии, но и весь мир сейчас только тем и занимается, что копирует. Мне кажется, надо стремиться к тому, чтобы создавать что-то оригинальное. Если у нас появится, допустим, самобытный гитарист, который будет играть по-своему, он сможет стать звездой мирового уровня. Нужна индивидуальность, ведь все умеют играть и быстро, и медленно, я не могу даже передать, какое количество прекрасных музыкантов увидел в Америке. Порой даже посещали мысли вообще бросить играть - просто поражаешься количеству мастеров. Мне хочется и здесь видеть много хороших музыкантов, но главное - ярких и неповторимых.

- Вернемся к Вашей группе. Скажите пару слов о составе GAiNA.

- С удовольствием. Я рад, что со мной снова играет бас-гитарист Федор Васильев. Он, кстати, недавно был у вас с "Ночными снайперами". Федор, конечно, чувствовал себя там немного не в своей тарелке. Барабанщик Игорь Черевко - с Дальнего Востока. Очень сильный барабанщик, сыграл на прослушивании "на раз" все песни с нового альбома. Вот и все музыканты. Я почему-то предпочитаю формат трио. Наверное, со времен "Круиза". Главное, чтобы люди были яркие и как музыканты, и как личности. Тогда это всегда будет интересно, и не важно, сколько народу на сцене.

- Валерий, насколько легко Вам петь и играть одновременно? Не возникает ли желания взять свободного вокалиста и сосредоточиться только на гитаре?

- Я очень просто подхожу к тому, что делаю. Если я пишу новую песню у себя дома, то тут же ее пою. Вместо того, чтоб ходить и искать певца, который спел бы ее так, как мне хочется. Принципиально не пел я только в Америке. Все-таки английский - не родной для меня язык, тем более, что мне встречались там вокалисты, которые просто поражали своими возможностями. В России же я никак не могу найти человека, который бы меня абсолютно устроил и с кем я хотел бы работать. Сам же я никогда не стремился стать певцом, хотя пел везде и всегда, с детства - в хоре, в школе, в музыкальном училище был на хоровом отделении. Но все-таки больше стремился играть на гитаре.

- Итак, какие впечатления у Вас остались от тамбовского концерта?

- Для меня весь этот день в целом был очень эмоциональным! Само прибытие в город Тамбов, и, конечно, выступление! Состояние эйфории не покидало меня весь день, поэтому я даже не мог предположить, как пройдёт концерт, и какие впечатления у меня после него останутся. В целом я остался очень доволен и считаю, что концерт удался! Не хочется повторять сказанные тобой, Юра, слова, что публика уходила с воодушевлёнными лицами, но это действительно так. Зрители прониклись моей музыкой и это для меня самое главное! Особенно было приятно видеть такое большое количество молодёжи. Сейчас можно с уверенностью сказать, что мы обязательно вернёмся в Тамбов и будем играть снова! Так что будем все ждать новых встреч.

- Напоследок прошу пожелать что-нибудь молодым тамбовским музыкантам.

- Хочется, чтобы музыканты города Тамбова имели стремление и возможность развиваться, как во внутреннем ощущении музыки, так и в профессиональном! Главное, чтобы у них было желание творить, создавать что-то новое, красивое, интересное и профпригодное, естественно. Хочется им сказать, чтобы они никогда не сдавались, ведь в этой жизни всё не легко даётся, тем более творческим людям! Творите и продолжайте идти к своей мечте, не смотря ни на что! Я с удовольствием буду знакомиться с творчеством групп, рождающихся в Тамбове, и, конечно, всегда буду рад помочь во всём, что в моих силах.

Юрий Солотин
июль 2007

Hosted by uCoz