2008 - Журнал "Меню удовольствий" (Кишинёв) #12 - "Валерий Гаина. Абсолютный Космополит"

Легенда при ближайшем рассмотрении оказалась улыбчивым молодым человеком в бейсболке.

Валерий Гаина – дико звучит непосвященному уху! - прилетел из Штатов в… Кагул. На знаменитый своей особо душевной атмосферой фестиваль «Faces of friends». Так что, персонаж «совпал» с декорациями. Не веря своему счастью, в Кагул примчались и его фанаты – откуда-то из СССР. Бывшего, само собой. Но это были явно люди не пост-советской ментальности. Нью-Васюки обрели вполне реальные черты – южного молдавского города. И в основном – благодаря Гаине.

Валерий, мне, конечно, могло показаться... Но, по-моему, вы получили особый кайф на тогдашнем концерте в Кагуле. Вам не хватает больших площадок?

В общем-то, да, больших площадок не хватает. Но я не могу сказать, что на концерте в Кагуле было все идеально. Мне там не хватило близости публики - она была все-таки далековато. Ну, и на третий день фестиваля я был физически уставшим - по ночам спали мало, целый день тусовка. В общем, мне не хватало энергии. Если бы я выступал в первый день, все сложилось бы еще лучше.

Вы спели песни самых разных периодов, от легкого рок-н-ролла, с чего, собственно говоря, начинался "Круиз", через металлику, до совсем свежих работ, которые я бы рискнула назвать лирикой.

Это точно лирика, но там есть и рок-н-ролл. Я бы сказал, это соединение того, что я тогда делал, и того, что я сейчас ощущаю. Кроме того, я попытался соединить то, что нравилось тем поклонникам, и нравится сегодняшним любителям альтернативного рока. Пожалуй, можно сказать, что тексты лирические, но гитары - жесткие.

Вы всегда сами писали музыку, а у текстов в разные периоды были разные авторы. Кто сейчас пишет для вас лирику?

Есть такая очень талантливая девчонка, Дарья Лазарева из Екатеринбурга. Она очень внимательно, пристально изучала мое творчество. И ее стихи - это то, что она смогла из этого опыта вынести. Вот, например, "Тишина": Даша говорит, что это песня обо мне, и смысл настолько тонкий, что у меня, признаться, мурашки поползли, когда я прочел. Но, возвращаясь к вопросу, я могу подытожить. Без того, что было сделано когда-то, не было бы сейчас моей нынешней музыки. Вообще, музыка менялась все время, это типично для меня. Если я играл когда-то хард-рок, то вряд ли через двадцать лет я вернусь к этой теме. Да, для меня музыка - как личная жизнь, которая постоянно в движении.

А как вы понимали, или чувствовали, что надо именно сейчас писать? И от чего зависело ваше настроение?

В прежние времена я по 8 часов проводил с гитарой. И она указывала мне, куда идти. Идеи приходили через общение с ней. В прежние времена она мне диктовала боле агрессивную музыку. И нам всегда это ставили в упрек - агрессию. Но те, кто внимательно, вдумчиво слушал нас, знают, что агрессия "Круиза" была приветливой и доброй. Такая высокая энергетика, сопровождавшаяся улыбкой. Да, песни были жесткие, но мы-то - мы всегда улыбались.

Вы родились и росли здесь, в Молдавии. Слава пришла, когда вы жили в России. Последние 20 лет вы работаете в Штатах, и, насколько я знаю, вполне успешно. В конечном итоге, гражданином какой страны вы ощущаете себя в первую очередь?

Я - космополит. Абсолютный космополит. Мне жалко, что существуют расы, национальности. Религии - другое дело, они обогащают. И языки, конечно, обогащают. Я считаю, что люди должны ощущать себя хозяевами всей Земли, и в равной степени ответственными за нее. Поэтому меня так сильно угнетает то, что происходит в последнее время. И то, что я делаю, может быть, является примером того, как хочется жить. Маленький вклад, который в наших силах.

А если иначе поставить вопрос? Скажем, какой язык для вас является родным?

Я очень люблю Родину, и молдавский язык, на котором я учился разговаривать. Второй мой язык - русский, и СССР для меня - тоже моя Родина. А потом ею стала Америка. И в конечном итоге, на мой взгляд, я богаче, чем мог бы быть. Я не знаю, где моя дорога закончится, не исключено, это будет еще какая-то четвертая, или пятая страна. Если бы я знал, я бы всем рассказал, и был бы уже там.

Возможно, вам не понравится мой вопрос, но ответьте: вы сами никогда не думали о том, что зря когда-то отсюда уехали?

Ну, во-первых, я уезжал не потому, что мне так стукнуло в голову, а на основе контракта, через Германию. Был такой GAIN проект. Вторая причина, и вплоть до десятой состоит в том, что положение в СССР было невыносимым. Преследовали рэкетеры.

Простите, я перебью. Это было так серьезно?

Очень серьезно! Только мою квартиру в Москве трижды обокрали. Мои музыканты тоже пребывали в состоянии постоянной напряженности. Мы все время чего-то опасались. Были тяжелые времена во всех отношениях. А потом, надо еще вспомнить то, что "Круиз" пресса и музыкальные чиновники иначе, как антисоциальным, не называли. Нас постоянно клеймили, упрекали. Нет, тогда в то здесь работать дальше не получалось.

Опишите свою американскую жизнь.

У меня есть собака, Спэйс. Редкой породы - израильская овчарка. Мой басист нашел ее: наверное, она потерялась. Что еще? Пять комнат, огромная комната. Северный Голливуд. Ничего сверхъестественного.

Ну, а может, цветочки, японский сад или коллекция монет?

Все есть! Я про цветочки. Я же родился в селе, с природой обращаться умею. Много кактусов. Я за ними ухаживаю, поливаю, у нас же жарко.

Дальше. Друзья?

Последние пару лет есть русские друзья. А до того как-то складывалось так, что это было в основном американское окружение. А вообще, в Лос-Анджелесе около миллиона русских человек, и поэтому ностальгии по русским особо и не может быть. В конце концов, в Америке как раз и могут сосуществовать самые разные нации. Самые разные! - и это здорово. Подсознательный расизм в людях, конечно, заложен, но он никак не лежит на поверхности. Мне очень нравится эта разношерстность, дружелюбие и терпимость друг к другу. Я иду, навстречу незнакомый негр, я ему махну, он мне обязательно тоже ответит, как будто мы знаем друг друга давно.

Ну, это еще от вас зависит. Вам хочется махнуть проходящему мимо человеку. Любопытно, ваш позитив - это результат работы над собой, или генетика?

Позитив? Видимо, от мамы-папы. Это свойство характера, но, с другой стороны, я с собой что-то делаю. Если я впаду в депрессию, меня это может убить.

По-настоящему убить? То есть, вы не впадаете в депрессии?

Я сам себя быстро вывожу. Например, йогой: я ею занимаюсь вот уже 12 лет. Йога - это супер, даже бы сказал, как суперклассный секс. Такая живая энергия! Сначала я ходил в класс, а потом занялся уже сам. Хотя, конечно, в группе приятней, потому что всегда есть кто-то рядом, кто испытывает те же ощущения, и рождается что-то вроде фонтанирующей энергии. Ко мне, кстати, приезжают друзья специально, позаниматься йогой, им очень нравится это коллективное состояние блаженства. Поэтому я каждый день минимум час, обычно два, отвожу йоге.

А если времени нет? Как, например, в Кагуле на фестивале, когда и спать-то не получалось?

А я лучше не посплю этот час. Конечно, надо высыпаться, но работы очень много, да и пишу я ночью.

Если я верно осведомлена, вы в Лос-Анджелесе занимаетесь продюсерством, и музыку пишете. Чего в вашей американской жизни больше?

80 процентов - музыка. В основном для телевидения, театров, много рекламной музыки. Часть времени, все верно, уходит на продюсирование разных артистов. Ну, еще на альбом много времени ушло. А еще с ребятами хочется в клуб пойти. Да в кино.

Вы ходите на концерты?

Да, конечно! Это такой заряд. Не на все, разумеется, потому что, прежде всего, это нереально: у нас такое количество концертов, что физически их не осилишь своим присутствием, но кое-что я обязательно слушаю. Вот, к примеру, в Пасадине есть парк, составленный из парков мира; есть там и музей, в котором выступают коллективы, играющие классическую музыку. Я купил абонемент, и часто там бываю. Еще я хожу на любимые группы, новые или старые. Надо же жить в ногу со временем.

Это не всегда и не всем легко дается.

Мне удивляются: ты же рокер, говорят, а сейчас делаешь джаз, этно, фанк, хип-хоп, и так далее. Да, делаю. Потому что я разными периодами живу, и как бы перевариваю то, что время преподносит на данном этапе. Все выращивается! Как цветы. Слух - тонкий механизм, который можно и нужно направлять, было бы желание. Наши отцы всегда говорили: "Как вы это слушаете?!". Теперь мои музыканты им вторят, когда говорят, что не воспринимают современную музыку. Я же живу сегодняшним днем, но, надо заметить, всегда возвращаюсь в старое, за тем багажом, который копил годами. И, наверное, сохранился так, потому что, помимо йоги, я еще мыслю ПОДОБНЫМ образом. Откровенно говоря, люди, которые категорично отказываются воспринимать новое, для меня как бы умирают. Необходимо уметь освобождаться от консерватизма, который сужает горизонт.

Вы хотите сказать, что музыкальные вкусы не нуждаются в потакании, а напротив, они воспитываются?

Конечно же! Музыкальные вкусы зависят от того, что диктует музыкальная индустрия. Человеку можно все навязать, так же, как и рекламу. Поэтому очень часто самая лучшая музыка не попадает на полки магазинов, на телевидение, и там, и здесь. Весь наш СССР, конечно, бывший, поэтому и подвешен на поп-музыку. Потому что такой товар дешевле делать, технологии позволяют. А клевой музыки очень мало. И всем, прежде всего, молодежи, кажется, что так и надо. Если же людям давать возможность слушать разное, то палитра вкусов будет куда богаче.

Если я вас верно понимаю, с вашей точки зрения, рок-н-ролла на постсоветском пространстве нет?

Русский рок - это социальный рок, это особое явление. Это музыканты, которые не очень хорошо играют, но время от времени рождают хорошие идеи. Тогда, в 80-е, мы работали - сосуществовали - параллельно. Но я считал, что это непрофессиональная музыка, хотя некоторые из их песен мне действительно нравились. В принципе, я понимаю эту форму творчества приблизительно как народную музыку. А с другой стороны, что, в хард-роке не было никакой, в смысле, нехорошей музыки? Да сколько угодно. Все всегда хотят играть. А уж у кого как получается, другой вопрос.

Валерий, вы можете испытать зависть к чужому таланту?

Нет, я не завистлив. Это очень негативная черта, с моей точки зрения. Тем более, что я всегда знаю, сколько сил вложено в тот или иной результат, и так просто людям в руки успех не дается. Но светлая зависть - она как стимул. В Советском Союзе я не испытывал в свой адрес особой зависти. Зато сейчас ее здесь очень много. Когда я приезжал в 2004 году в Москву, и был концерт в Сокольниках, я был счастлив, потому что со многими музыкантами я не виделся лет пятнадцать, и вроде все очень радовались встрече. А потом до меня доходили какие-то разговоры, мол, я чье-то место приехал занять. Ерунда какая-то. Да и вообще, о каком таком месте может идти речь? Россия сейчас рок-музыкой фактически не занимается. Эта ниша до сих пор не занята. Есть Серега с Черным бумером, и все счастливы. И хотя люди понимают, что эту песню может петь и другой человек, но это неважно. Важно, что его могут слушать и молодежь, и таксисты, и домохозяйки. А вслушиваться - вдумываться - в другую музыку просто лень. Не хочется! Хотя разве можно сравнить то, что раздается из динамиков на пост-советском пространстве с тем же рок-н-роллом? Нет, рок - это живое ощущение! Поэтому Серегу без разницы где слушать, на кухне или под рыбалку, и вовсе нет нужды ломиться на концерт. А рок лучше всего слушать живьем.

Потому что именно в такие моменты он как допинг. Все верно... А для вас, кстати, что может быть допингом? Ну, концерты. Ну, йога. Что-то еще?

Девушки, точно! Я не женат, но женин я очень люблю! У меня есть много подруг, и не обязательно с ними у меня секс. Кстати, иногда с женщинами проще дружить. Мне звонят из разных городов, из разных стран, мы можем обсуждать любые вопросы. Не всегда, конечно, проще: в меня, бывает, влюбляются. Но я всегда веду честную игру, я не даю повода для иллюзий, и они соглашаются, что меня лучше хоть чуть-чуть иметь, чем совсем не иметь (улыбается). Вы себе не представляете, сколько у меня подруг в Лос-Анджелесе. И из них только процентов десять имеют со мною секс! Зато, во всяком случае, со мной можно разговаривать.

А вывести из себя вас можно?

Можно. Если я человека давно знаю, и он при этом страшный зануда. Тогда хочется и в голову дать!

И даете в голову?

Нет, просто хочется. Но на самом деле я отворачиваюсь и ухожу. Я даже в школе, вспоминаю, никак не мог себе позволить стукнуть кого-то. Бывало, что я получал, но в ответ – нет. Ну, нет агрессии!

Скажите, вы имеете какое-то отношение к концертам "Круиза", которые проходят время от времени в Москве?

Нет. Там сохранилось только название. Мне бы не очень хотелось говорить на эту тему... Но понимаете, скажем, вот в подготовке к моему новому альбому я с каждым человеком, имеющим к нему какое-то отношение, подписал контракт, и здесь есть все имена... Меня приглашали как-то выступить на концерте, о котором вы говорите, предлагали деньги, и большие деньги. Но я отказался... В конце концов, пусть бы эти люди меня не спросили, можно ли им работать под нашим названием, но подняли еще выше имя "Круиза", я был бы счастлив!

Глупо было бы не спросить, есть ли у ваших бесчисленных фанатов на территории России и других бывших дружеских республик шансы услышать Валерия Гаину в ближайшее время?

Планируются турне по России. Новые, старые вещи. Потихонечку, не с самых больших площадок, будут выстраиваться, восстанавливаться наши отношения со зрителем. Должно все получиться. Энергии у нас достаточно.

Инна Желтова

Hosted by uCoz