Уже давно уехала группа «Круиз», в буквальном смысле слова наделавшая много шума в Волгограде, но разговоры о ней, о последствиях гастролей все не утихают. А что музыканты думают о себе, о своем творчестве?
Сегодня мы публикуем интервью, которое дал лидер группы Валерий Гаина.
- На афише группы «Круиз» написано: «Спешите! Только три дня в Волгограде!». Это приманка или вы действительно очень спешите?
- Такую рекламу нам делали организаторы.… А вообще мы сейчас действительно очень мало гастролируем в Союзе. За полтора года побывали в ФРГ, Италии, Болгарии, других странах. Теперь вот появился просвет между «круизами» - мы приехали в Волгоград…
- А каковы результаты ваших зарубежных поездок?
- О, результаты неплохие. Во-первых, в июле-августе в Западной Германии записали пластинку с фирмой «W.E.A.», куда вошли 8 песен на английском языке. Будет распространяться в Америке и Канаде…
- А в СССР?
- Ну, если «Мелодия» решится потратить на это немалые средства… Тогда пластинка выйдет и у нас, но, вероятно, на русском языке.
- Как же зарубежные слушатели встречают советскую группу «Круиз»? Ведь раньше на Западе бытовало мнение, что в Союзе рок вообще не играют, тем более «хэви металл», и интерес к первым советским гастролерам во многом был политический.
- Так сначала было и с нами. Но теперь нам, кажется, удалось опровергнуть это мнение, и интерес проявляется все больше музыкальный. Хотя, как известно, сейчас во всем мире повышен интерес к Советскому Союзу, и это тоже оказывает большое влияние. Сейчас наша первая пластинка «Круиз-1» продается во многих странах мира. Но расходится она, конечно, не так быстро, как хотелось бы. Просто нас пока там не знают. Теперь надежда на фирму «W.E.A.», которая собирается потратить на рекламу большие средства. Еще журнал «Металл Хаммер» будет давать о нас рекламные материалы, будем участвовать в его хит-параде.
- Первый диск «Круиза» вышел лишь через 7 лет существования группы. Это поздно или в самый раз?
- Конечно, поздно. Очень поздно. Это ненормально, когда популярная группа на протяжении стольких лет не может записать свою пластинку. С этой ненужной перестраховкой на «Мелодии» сталкивались, да и сейчас еще сталкиваются, все музыканты. Честно говоря, просто уже нет сил что-то там доказывать! Но вот мы записали пластинку и что же? Ведь сначала ее невозможно было достать…
- А по-английски вы запели только для того, чтобы записать пластинку?
- В общем-то, да. Ведь за рубежом тоже хотят понимать, о чем мы поем. А вообще, английский язык – международный язык рок-музыки. Это общепризнано.
- Вы не первый раз выступаете в нашем городе. Меняется ли, на ваш взгляд, с годами отношение к вам волгоградских зрителей?
Отношение?.. Надеюсь, не ошибусь, если скажу, что нас тут по-прежнему знают и любят. С годами меняемся мы, меняется наша музыка, меняются зрители – мы все вместе растем.
- А инциденты на концертах?...
- Инциденты… Понимаете, когда на концерте милиции чуть ли не больше, чем зрителей, люди просто протестуют, ведь в них заранее видят злоумышленников. Зачем это? Если я увижу со сцены что-то недоброе, я гораздо быстрее поставлю того же «металлиста» на место, чем милиционер или дружинник, которым 15-летний пацан постарается сделать как раз назло. А те, кто ломает и крушит все после концерта, по дороге домой, - это просто люди, которых в свое время не воспитали, и музыка здесь ни при чем. Вот с такими и должна иметь дело милиция. Поэтому ее подразделения должны находиться не на концерте, а на своих постах – во всех районах города. У нас так боятся всего западного, однако у них есть чему поучиться. Я однажды был в Англии, на фестивале монстров рока. Выступали такие группы, как «Кисс», «Айрон Мэйдэн». В огромном зале на 80 тысяч зрителей люди чувствовали себя совершенно свободно, стояли, танцевали. И никто никого не задел ни разу!
- Как вы думаете, реально ли у нас создание всесоюзного журнала? Уже долгое время об этом говорится, а его все нет…
- Вероятно, скоро будет.
- ?!
- Сейчас Министерство культуры ведет переговоры с журналом «Металл Хаммер». Так что, возможно, скоро этот журнал будет выходить в Союзе.
- А откуда у вас…
- …такие сведения? От редактора «Металл Хаммер». И еще «Музыкальная жизнь» планирует выпускать приложение «Ритм». Но это, скорее всего, будет журнал не о роке, а о советской эстраде.
- Почему вы решили участвовать в первой рок-панораме, будучи уже широко известными, вместе с начинающими исполнителями? Что это дало?
- Очень многое. Во-первых, огромный творческий стимул. Мы получили большое количество зрительских голосов, поняли, что нужны и обязаны работать дальше. Вообще рок-панорама-86 была праздником, просветом в рок-музыке. Наконец-то официально решили «что-то» с приставкой «рок». А вот следующая рок-панорама, 87 года, была организована плохо. Мне кажется, уже нужно было разграничить стили: отдельно проводить выступления «металлистов», отдельно – «волновиков». В рок-панораме 88, которая планируется на декабрь, мы участвовать не будем. Но сейчас у нас идет подготовка к грандиозному событию: весной 89 года в Москве пройдет международный фестиваль треш-металла. Я участвую в его организации, и идея проведения, в общем-то, моя. Думаю, фестиваль пройдет на довольно высоком уровне, в его подготовке принимают участие многие западные компании, так что скоро советские зрители смогут увидеть своих зарубежных кумиров.
- Валерий, у многих групп постоянно происходит смена в составах, в названиях. У «Круиза» на протяжении стольких лет – одно имя…
- Да не в названии дело!.. Изменения в составе были и у нас – это неизбежно. А имя «Круиз» - это наша визитная карточка. Зачем что-то менять? Ведь люди начнут путаться: а где сейчас играет Гаина, а где – Ефимов?
- У вас, наверное, очень мало времени на немузыкальные занятия. Удалось ли вам посмотреть такие нашумевшие кинокартины, как «Асса», «Рок», «Маленькая Вера»?
- Пока нет. Времени действительно очень мало. А вот о фильме «Взломщик» с участием «Алисы» хочу сказать: это не реальная картина. Там все так напутано и надумано!.. Я ничего не понял – хорошо автор относится к року, плохо? А вообще, вся ленинградская «волна» - это далеко не профессиональная музыка. Хорошо, конечно, что у них есть своя идея, они несут ее в своих текстах, но ведь играть они не умеют. Для меня текст и музыка – неразделимы. Если что-то отстает по уровню – это уже не классная группа. Выделить могу, пожалуй, только «Телевизор».
- А кто из начинающих музыкантов, по-вашему, сможет составить вам достойную конкуренцию в будущем?
- Московская группа «Шах». Играет треш-металл. Я являюсь продюсером этой группы, то есть человеком, который старается закрепить все лучшее, что есть у музыкантов, и убрать плохое. Ребята эти молодые и перспективные. Скоро поедут в Западную Германию.
- В 1985 году в интервью, данном в Волгограде, на вопрос о вашем внешнем виде ответили, что выступаете в джинсах и кроссовках, потому что так одеваются ваши молодые зрители. В прошлом году вы приезжали с массой «металлических» атрибутов, теперь опять «разгрузились»… Это что, сдача «металлических позиций»?
- Совсем нет. Внешний вид – часть нашего сценического облика. Мы ведь первыми, по сути, надели «металлическую» амуницию, первыми ее и снимаем… Просто этим уже не удивишь зрителей. И пока мы не нашли чего-то нового, решили одеться попроще.
- В том же интервью шла речь о солисте группы. Вы говорили, что «трудно найти человека, который смог бы представить лицо группы», поэтому вы решили никому не доверять свои песни. Сейчас вы так же придерживаетесь этого мнения?
- Как видите, да. Зачем я буду много раз объяснять кому-то то, что могу сделать сам? Я ни когда не называл себя певцом и не стремлюсь к этому. В «металле», тем более в треш, не требуется «правильного» вокала, я пою так, как чувствую, выражаю мысли, идеи группы, и это наиболее верно.
- И последний, «провокационный» вопрос: какая из рок-групп СССР – «Ария», «Черный кофе», «Круиз», «Мастер» - играет настоящий «металл»?
- Настоящий – понятие растяжимое. Главное, я считаю, движение вперед. А «Ария», «Черный кофе», по-моему, остались на одном уровне со дня, когда первый раз вышли на сцену. Но ведь это со временем надоедает слушателям, им нужно чего-то нового, более совершенного. К чему мы и стремимся…
Корр. А. Гончарова.
Октябрь 1988 г.