Нельзя сказать, что о КРУИЗе в родной стране вообще никогда не писали. О КРУИЗе писали: о беспорядках на концертах, о вреде самого явления КРУИЗ, отождествляя группу со стилем тяжёлого рока, о беспорядках на концертах, время от времени ругали музыку группы. Совершенно иная ситуация за рубежом. Со дня выхода пластинки KRUIZ/WEA в Европе, в одной только Германии появилось более 50 статей. Тот факт, что о КРУИЗе российские поклонники группы теперь регулярно узнают из «Metal Hammer» уже перестал кого-либо удивлять. Но, как говорится, уж лучше поздно, чем никогда…И вот первый вопрос лидеру КРУИЗа Валерию Гаине.
Корр. Что же пишет о КРУИЗе западная пресса?
Вал. – Отношение к нам, конечно же, неоднозначное. Но все мнения объединяет то, что КРУИЗ первая группа из СССР, ни с того ни с сего вторгшаяся в западный шоу-бизнес. В большинстве своём пресса положительная, а если к нам и возникает отрицательное отношение, то только потому, что мы русские, пока встречаемся ещё очень редко. Пресса обсуждает что за неопознанную музыку мы играем. Для них КРУИЗ- это русский гитарный рок. В общем, КРУИЗ для Запада явление абсолютно новое, и все пытаются нас объяснить и оценить. Профессионализм КРУИЗа практически ни у кого не вызывает вопросов. Нас сравнивают с Anthrax, Slayer, Manowar и одновременно кричат: «Русские идут!», советуют западным звёздам нас бояться.
Корр. Достаточно ли пластинки, чтобы Западный мир понял, увидел и принял КРУИЗ?
Вал. – Разумеется нет. Но пока сама наша пластинка и её оценка в прессе- это всё что у нас есть. Думаю, что появившийся на Европейском телевидении видеоклип «In flames!» поможет нам. 5 февраля в программе Сабины Классен «Mosh Special» был показан живой концерт КРУИЗа «Live in Munich». Но главная наша встреча с Западной публикой ещё впереди. Я имею ввиду наше предстоящее турне ( KRUIZ European Tour 89: England-Holland-Spain-Italy and more).
Корр. Для России КРУИЗ всегда играл музыку, которую так и можно назвать -КРУИЗ. Ваш стиль не требует ярлыков. Но одни считают, что КРУИЗ играет trash и называют Вас конкурентами Anthrax и Metallica, другие проводят параллели со стилем power , критики с более скромным воображением говорят, что КРУИЗ играет в рамках speed-metal. Но бесспорным чемпионом в вопросе стилистики КРУИЗа является английский журнал «Kerrang» , увидевший в КРУИЗе нечто от Motley Crue. Что скажете?
Вал. – Можно сказать, что наша группа объединяет все стили. И мне кажется, что это свойственно КРУИЗу. Это нормально для КРУИЗа-быть таким. И в дальнейшем, наша музыка будет меняться. Для Запада КРУИЗ – новая группа. Отсюда и попытки повесить на нас тот или иной ярлык. Думаю, что со временем это пройдёт.
Корр. А каким будет ваше турне?
Вал. – В турне мы поедем одни, т.к. группа поддержки нам особо не нужна, а нас к себе «на разогрев» никто не берёт. Во-первых, потому, что за право «открывать» для супер-групп надо платить огромные деньги. А во-вторых ( и это самое основное)- мы чужие. Наш германский менеджер хотел поставить нас на «разогрев» Scorpions, но получил отказ. Мы- чужие для них. Они не знают чего ожидать от КРУИЗа. Нам это объяснили обыкновенным страхом менеджмента «Scorpions», потому, что в Германии наша пластинка слишком хорошо начала продаваться. А даже очертания слова «конкуренция» для Scorpions в Германии неприемлемы. Так что поедем пока сами, а там видно будет.
Корр. Ваша пластинка записана на английском языке, что тоже порой вызывает споры.
Вал. – Спорят на эту тему только в Германии. Некоторых немцев не совсем устраивает мой английский. Когда мы играли в Англии, как не странно, об этом вообще никто не говорил. То, что пластинка выйдет на английском языке было одним из условий нашего контракта с WEA . Пришлось это условие принять, впрочем как и все остальные. Хотя, русско-язычная версия композиции « В огонь!»- это наше настояние.
Корр. Если Вам советуют петь на русском, то почему тем же Scorpions или Helloween не предложить спеть на родном немецком языке?
Вал. – Немцы не дают советов как всем петь на немецком или русском языке. Но зато они советуют всем, как надо петь на английском. И делают это очень успешно.
Корр. В течении года, до подписания контракта с WEA, КРУИЗ выезжал на Запад в «разведку».
Вал.- Да. И эти поездки нам очень помогли. Мы увидели Запад, увидели западную публику, играли для неё. Первый «западный» концерт был в Осло. И, надо признаться, я очень боялся, что нас не примут.
Корр. Почему?
Вал. – А из-за комплекса «железного занавеса». Мы никогда не видели западных звёзд живьём. И в нашем воображении они были чем-то монстроидальным, недостижимым. Нам казалось, что западная публика привыкла за многие годы к концертам «настоящих» звёзд, которые выходят на сцену и «вламывают по-настоящему», нас не примет.
Мы тоже вышли на сцену в Rockfeller Center в Осло и «вломили»…. Потом нам сказали, что наше шоу было лучше, чем у Anthrax, которые выступали за несколько дней до нас. Мы не поверили.
Зато мы избавились от комплекса, что мы никто по сравнению с Западом, раз и навсегда. Нам сразу удалось понять, кто мы есть такие, и на каком уровне находится КРУИЗ.
Западная публика готова сразу воспринять группу, если группа хорошо играет хорошую музыку.
Корр. Значит есть различие между нашей и западной публикой? В чём оно?
Вал. – Кстати, наша публика более добродушная. Но часто становится жертвой рекламы и собственных комплексов. Scorpions/Gorky Park в Ленинграде. Понятно, что Парк Горького – группа новая, неизвестная. Но это совсем не причина, чтобы отвергать её музыку ради Scorpions. Даже в ГДР, где КРУИЗ открывал для Uriah Heep, публика оценила нас по достоинству. Что, между прочим, очень негативно отразилось на нашей работе. Менеджмент Uriah Heep принял все меры, чтобы уменьшить наш успех. Нам не только портили звук в зале, но и отключали мониторы. А когда зал вызывал КРУИЗ «на бис», то в зале включили свет и дали фонограмму Modern Talking. И всё равно зал скандировал «КРУИЗ!». Наша публика ещё слишком мало видела, но я догадываюсь, что приедет ещё пара-тройка Ингви Мальстинов, и хорошие концерты станут для поклонников привычными.
Корр. А как тебе сам Ингви?
Вал. – Я смотрел его шоу в клубе Rock-Fabric. В зале было 1500 человек. Это был единственный концерт Мальстина в Мюнхене. Так совпало, что КРУИЗ тоже играл в этом же клубе за день до Ингви. Насколько мы были удивленны и одновременно обрадованы, когда в фойе «Rock-Fabric» нас встретили наши новые фэны в майках КРУИЗ, те кто были и на нашем концерте. Они просили у нас автографы, и хотя Мальстин уже вовсю играл, наши мюнхенские поклонники, казалось, не торопились приобщиться к творчеству величайшей шведской звезды. А как мне Ингви? Для 86 года совсем неплохо.
Корр. Важное место в жизни музыканта занимает его инструмент. Ты многие годы играл на Gibson. Говорят, что эта гитара обладала некой магической силой. А на фестивале «Интершанс» ты вышел с новой гитарой. Что это за инструмент?
Вал. – Это последняя модель фирмы washburn-stefen`s extended cutaway. Это гитара нового поколения. Она имеет 36 ладов-3 октавы, вибратор новой системы, специальные активные звукосниматели. Она сделана из очень хорошего дерева, у неё идеальный гриф. Словом, мой washburn меня полностью устраивает. Я выбрал этот инструмент более чем из 100 гитар всех существующих в мире фирм. Три дня выбирал.
Корр. А кто твой любимый гитарист?
Вал. – Даже затрудняюсь ответить. Очень трудно выбрать между Мальстином и Кузьминым. Ну а если серьёзно, то мне нравятся гитаристы, которые играют ради музыки, а не ради демонстрации беглости пальцев. Мне кажется, что уже заканчивается время, когда все гонялись за тем, чтобы играть быстрее соседа. Мне нравятся гитаристы из Anthrax. Они очень хорошо и умело играют свою музыку, используют интересные новые приёмы, мыслят по-новому.
Корр. Твоя любимая песня на альбоме KRUIZ/WEA?
Вал. – «Possessed». Эта песня завершает наш альбом, ставит определённую точку. Она была написана последней, в ней собрано такое количество музыкальных идей, их хватило бы на целый альбом. «Possessed» это образ будущей музыки КРУИЗа. В ней мы попытались наметить координаты нового пути. Не знаю, каким будет наш следующий альбом. Может поэтому, эта композиция для меня такая яркая. Это не означает, что она лучшая. Безусловно, кому-то понравится что-то другое.
Корр. Согласен ли ты, что с тех пор, как тяжёлый рок перестали запрещать в России, этот жанр стал переживать определённый кризис?
Вал. – Да, я согласен, что кризис есть. Но только у него совсем другие причины. Тяжёлый рок не перестали запрещать. Сказать, это ещё не значит что-либо сделать. Теперь тяжёлый рок не запрещают, но его никто и не поддерживает. Спросите любого режиссёра или ведущего телевизионных или музыкальных- информационных программ, будь то «Взгляд» или «Музыкальный лифт», спросите любого редактора или корреспондента, пытающихся рассказывать об отечественной музыке, спросите, наконец, любого чиновника Минкультуры и Госконцерта об их музыкальных вкусах, и все они скажут, что лично они тяжёлый рок не любят. Все они могут позволить себе любить любую музыку, даже панк, но только не тяжёлый рок. Вот мы и смотрим по телевизору ИХ музыку. Та же ситуация и с радио. Наша фирма WEA обратилась в Гостелерадио СССР с просьбой: включить в состав благотворительного концерта «Помощь пострадавшим во время землетресения в Армении» и КРУИЗ. Гостелерадио ответило, что участие «тяжёлых» групп в подобных мероприятиях нежелательно.
Концертные залы стали пустеть только в Москве. И далеко не всех групп это коснулось. Просто на одно слово «METAL» уже люди не идут. И в этом нет ничего плохого. Ажиотаж в 86-88 годах на тяжёлый рок расплодил жуткое количество пародий на настоящую рок-музыку. Сейчас, люди стали разбираться в хорошей и не хорошей музыке. Сцена стала очищаться от плохой коммерции, а по-настоящему хорошие группы остались. Ария или Мастер продолжают собирать полные залы.
Корр. А кризис не отразится на КРУИЗе?
Вал. – Я так не думаю. Для КРУИЗа это вечная история. Для нас отсутствие рекламы, всегда было своего рода рекламой. У нас всегда так было, и мы никогда за это не переживали. Мы верим только в нас самих, в нашу победу, которую мы одерживаем в честных и живых концертах. Какая-то всё-таки мы «туманная» группа. Кстати, про наши концерты в Волгограде «Правда» написала. Ты знаешь, странно как то получается: КРУИЗа ни в «Московском комсомольце», ни по ТВ не видно не слышно, а в Волгограде на концертах полный 10 тысячный зал. На седьмом году жизни КРУИЗа вышла наконец наша первая пластинка. Альбом, вообще-то, назывался «Рок навсегда», ну да Бог с ним. Пластинка пошла многомиллионным тиражом. Наши поклонники ждали второго диска. И вдруг, пластинка выходит… только на Западе, а наши российские поклонники её не имеют. «Мелодия» отказала нам в выпуске русско-язычной версии. У них хозрасчёт наступил. А теперь, у руководства «Мелодии» нет средств выкупить лицензию на издание пластинки у немцев. Я поражен. Откровенно говоря, мы теперь «из кожи лезем вон», чтобы соответствующе продать нашу пластинку на Западе, где её никто и не ждал, а у «Мелодии» нет ни средств, ни желания. Правда, КРУИЗ стал первой командой из СССР выпустившей свою пластинку на крупной фирме грамзаписи. А если бы наши СМИ не спали, а совместно с «Мелодией» предприняли шаги в сторону выпуска нашего второго альбома в России, мы бы записали материал в двух вариантах: на русском языке, и на английском. Я считаю, что от этого все бы выиграли, в том числе и сам жанр тяжёлого рока. Несмотря на то, что в стране началась перестройка, и то, что все прекрасно понимают, какое количество пластинок КРУИЗа можно продать, выпуском пластинки в СССР мы должны заниматься сами. А ты говоришь «разрешили тяжёлый рок»….Ну а что толку?
Корр. Валера, а что бы ты хотел сказать Вашим поклонникам в СССР?
Вал. – Я прошу у них стойкости и веры в нас. Мы уехали «покорять» Запад своими честными концертами. Мы завоёвываем там публику - такую же стойкую и верную как и вы. Я надеюсь, что КРУИЗ вернётся с победой. Мы будем бороться за выпуск нашей второй пластинки в СССР, будем добиваться показа наших клипов «In flames!» и «Heaviest in town» по ТВ, обязательно, если будет такая возможность, мы хотели бы отправится в большой тур и по СССР. Да, и огромное спасибо московским поклонникам КРУИЗа за поддержку на фестивале «Интершанс» 11 декабря 1988 года.