НИКТО не будет спорить, что хэви-группа №1 в СССР – это «Круиз».
И может, даже кто-то помнит, что один из музыкантов в ней – наш земляк! Итак, наш собеседник – лучший ударник страны (4 года подряд!) СЕРГЕЙ ЕФИМОВ.
Естественно, я никак не мог поймать Сергея на улицах Волгограда, поэтому пришлось раскидывать телефонные сети. Но он все время пытался уклониться.
Сергей Ефимов: - Да ну о чем со мной можно говорить, я и интервью никогда не давал. Понимаешь, домой, в Волжский, я приезжаю, как в большую деревню. Меня здесь мало кто знает, я прекрасно отдыхаю и не хочу, чтобы из меня здесь популярную звезду...
Корр.: - Тем не менее, разговор наш состоялся.
С. Е.: - Моей профессиональной деятельности, конечно же, предшествовала работа в ресторанах, в частности, могу назвать ресторан «Юность» в Молодежном центре Волгограда. Но уже в 1983 году ненадолго привлекался на работу в группу «Альфа» Сергея Сарычева. А в 1985 году мы вдвоем с Сергеем Сарычевым в гараже записали третий альбом «Альфы». Этот момент я и считаю начальной точкой моей карьеры. Хоть потом я был 8 месяцев без работы, пока не попал в «Круиз». Но две песни из той записи вошли в пластинку «Рок-панорама-86». А это немаловажный момент. Вот таким образом, в «Круизе» я уже 5 лет. Помимо этого сотрудничал с Владимиром Кузьминым и Сашей Барыкиным.
Корр.: - Почему в 1985 году ты ушел из «Круиза» к Кузьмину?
С. Е.: - Это произошло по музыкальным соображениям. В группе возникла кризисная ситуация: мы играли хард-рок, но я и Валерий Гаина стремились к более жесткому металлу и не могли переубедить других музыкантов группы.
Корр.: - Ну а почему же тогда Кузьмин?
С. Е.: - Просто хотелось попасть в хороший профессиональный коллектив. Правда, я там не ужился. На это были свои причины – не моя сфера общения. Когда «Круиз» распался, я вернулся к Гаине, и нас стало три человека вместе с Федей Васильевым.
Корр.: - Когда вы первый раз поехали за границу и правда ли, что вас там хорошо принимали?
С. Е.: - На Западе, если турне хорошо организовано и в него вложено много денег, то оно пройдет хорошо. Даже если команда имеет плохой видеоряд. Что касается советских рок-команд, то мы поехали осваивать это дело первыми (не считая «Автографа», но это другая отрасль). Был 1987 год. Советские были для них все равно, что вьетнамцы с гитарами. Как я воспринимаю вьетнамца в конусовидной шляпе. Так что в уровне нашего мастерства для Запада эффект неожиданности был.
В первый раз мы поехали в Осло, в Норвегию, работали в небольшом зале. Я поразился такой площадке! Но у них это так принято и называется клубной работой. Причем в этих залах выступают все, перед нами как раз «AC/DC» приезжали. Потом мы поехали в Испанию. Реклама плюс шоу, плюс закон концертов – последний гастролер. Успех был обеспечен. 20 дней мы просто прочесывали всю страну. Играли на всех площадках. Во время концертов было все! Под Барселоной драка между фашистами и коммунистами, сплошная поножовщина.
Чуть ли не рядом со звукорежиссером кому-то горло перерезали. Доходило до смертельных исходов. Такие вот были приключения.
В Италию ездили по линии компартии. На одном из концертов я отказался играть. Из-за того, что на наш телекс на инструменты для нас прислали другие, просто хлам. Еще были в Швеции на «Лестнице Якоба». Но больше всего мне понравилось в Финляндии. Было просто необыкновенно. Моя самая счастливая поездка. Хотя странно – страна с не очень высоким уровнем жизни. Но там и прием был хороший, и отдых, и инструменты отличные.
Ну и, конечно, основная работа в ФРГ. Страна прочесана сверху донизу, с востока на запад. Играли по 2 раза на одних и тех же площадках. Работали со многими музыкантами из ФРГ, Великобритании. При всем при том, что мы из Советского Союза и у нас вышла пластинка не очень большим тиражом, а у других западных команд по 4 диска, есть один положительный момент – мы работали после них. Они открывали концерт, то есть находились в роли разогревающих. Мы уже были популярны, и наши англоязычные версии доходили до зрителя лучше других. Мы, можно сказать, были на одной ступеньке с Удо Диркшнайдером и «Мanowar». Это был настоящий успех.
Другое дело – там было тяжело: судьбой твоей не интересуется никто. Зато полезного кое-что вынес из этого...
Корр.: - А у нас кто интересуется?
С. Е.: - У нас тоже никто, просто не с чем сравнивать. У нас нищета и беднота. А у них миллионы живут богато, и тысячи, десятки тысяч более богато. Поэтому есть с чем сравнивать там. Да и стоимость денег другая.
Корр.: - Тогда скажи, почему у вашей пластинки успех был не такой, как в концертной деятельности?
С. Е.: - У нас было хорошее шоу, а это главный фактор на концерте. А вот пластинка хуже записана, и с музыкальной информацией было слабее. Плюс ко всему была ошибка в менеджменте. Это же шоу-бизнес. Люди, продюсировавшие нас, до этого занимались строительством домов. Деньги есть, а вот куда их вложить – не знают.
Корр.: - Но были же еще записи?
С. Е.: - Да, в 1989 году мы сделали демонстрационную запись пластинки «Культурный шок. Другой стиль жизни».
Корр.: - Какие группы повлияли на тебя как на ударника?
С. Е.: - Трудно говорить о каких-то группах. На меня влияли целые направления. Я учился играть и рок-н-ролл, и американский соул. Мне нравится и джаз-рок, и хэви металл. Не замыкаясь в какие-то рамки, я бы сказал: хорошая «фирменная» музыка.
Корр.: - В Волжском у тебя появился сольный проект?
С. Е.: - Да, я собрал ребят, все они волжане, и у нас есть новая команда. Мы сделали запись 11 песен. Одну из них передали в «Воскресной гостиной» на радио и объявили конкурс на лучшее название для группы.
Пришло более 1000 писем. Но один парень написал о волке, что волк – это свободное гордое животное, скажем так, не шакал. Нам это понравилось. Так что наша группа называется «Волки». Для меня работа в этой группе гораздо интересней, чем в «Круизе». Потому что «Круиз» превратился в огромный завод, это корпорация, крупнейшая среди роковых команд. «Круиз» - это твердый успех, это дело привычное. А вот «Волки» - это не только сольная карьера, но и становление молодых ребят.
Корр.: - Каков состав «Волков»?
С. Е.: - Андрей Сержантов – гитара, Сергей Егошин – вокал, Сергей Фирсов– бас-гитара и Сергей Ефимов – ударные. Мы играем хард-рок с примесью рок-н-ролла, поем только на английском языке. Тексты пишут профессиональные люди.
Корр.: - И кто же эти люди?
С. Е.: - Сын Владимира Познера, например, ведущего на ЦТ. Он ведет на английском радиопередачи из Москвы.
Корр.: - Хорошо; вот скажи, большой ли у нас в Волгоградской области потенциал творческих ребят?
С. Е.: - Буквально лет 5 назад он был колоссальный. Мы спокойно могли выходить не только на союзный уровень. Потому что в то время не было среди музыкантов особо ярких личностей. А сейчас мы подотстали. Подотстали в информации, а следовательно, и в технике исполнения. Кроме того, сейчас все стало на коммерческие рельсы. И так во всей культуре. Просто неинтересно стало быть музыкантом без денег – такой закон! Так что подающих надежды у нас сейчас, по-моему, мало.
Корр.: - А если и есть, то они уезжают в Москву?
С. Е.: - Правильно делают, и это сложилось не столько исторически, сколько географически. Москва стала центром. Хотя я ее не люблю. Езжу туда работать. А гнить там бесполезно.
Корр.: - Итак, что же получается: Гаина тоже отходит от «Круиза» и создает сольный проект?
С. Е.: - И все время пишется, пишется.... Не останавливается, в отличие от меня. Но Валера, он занимается музыкой не от сердца, а от головы, скажем прямо. Вот мы с мальчишками пишем только от сердца. Если рок-н-ролл какой-нибудь зарождается, хороший такой, кайфовый, то мы ищем это состояние. И только тогда для нас это песня. А вот когда что-то надо надумывать – мы сразу бросаем эту тему. А Валерины мысли другие, он все время придумывает.
Корр.: - Но если собрал он «Гeйн», то зачем ему «Круиз»?
С. Е.: - Попробую объяснить так: «Гeйн» группа новая, поедет сейчас в Америку. Если в Америке она не пройдет, есть другой вариант – «Круиз». Тут все четко наработано: у него есть и шоу, и зрелище. Но потому и о распаде «Круиза» сейчас не идет речь. И хотя я не знаю, чем после отпуска мы будем заниматься, то есть куда поедем, но работа «Круиза» продолжается.
Ноябрь 1990 г.