Федор Васильев: Ну, во-первых, времена не прошли, как бы этого кому-то не хотелось. Во-вторых, трио Гаина-Федоров-Васильев никогда не существовало, а было Гаина-Ефимов-Васильев. Очевидно, ошибка вкралась из-за книги "Рок в нескольких лицах", изданной еще при советской власти. Автором был некто по фамилии Федоров. Кстати, для первого такого издания, книга получилась не самая плохая и мне льстит, что автор причислил меня к своим однофамильцам. Но должен его разочаровать и указать на его ошибку - меня зовут Федор Васильев, а не Василий Федоров. До сих пор не могу понять, откуда он собирал печатный материал, но фотографии в книге все-таки есть хорошие. Я имею в виду не только "Круиз". А потом был небольшой промежуток времени, когда я поиграл в сольном проекте Валеры (Гаины - прим. редакции) "Gain". Потом - запись альбома Golden Lady ("Черный Кофе") и концертная работа с Димой Варшавским. Потом была различная работа, никак не связанная с моей исполнительской деятельностью (но, естественно, имеющая отношение к музыке). Потом - снова "Черный Кофе", участие в записи рок-диптиха "Слово и Дело" (автор Павел Смеян). После этого - концертная и студийная работа с проектом "Белый Орел", с которым я благополучно закончил сотрудничество как музыкант на сцене в декабре 2000 года. Сейчас я снова работаю с Димой Варшавским в "Черном Кофе". Иногда пишу сессии в студиях для некоторых популярных коллективов и исполнителей.
ФВ: Полагаю, что частично ответил на этот вопрос, а сейчас я занимаюсь музыкой и помогаю другим бас-гитаристам в более полном понимании, что же это за такой загадочный инструмент (если у них такие вопросы возникают и есть желание получить на них ответы).
ФВ: Как я уже ответил выше - да, возможно это был я. Но уже больше года я не работаю на сцене с "Белым Орлом", видимо показывали старую запись. Мотивы абсолютно банальные. Первый - это то, что в тот момент времени у меня не было никакой концертной работы, а я очень люблю работать на сцене. Да и музыканты в том составе были, мягко говоря, неплохие. Гитарист - К. Веретенников, барабаны - А. Абрамов, и все остальные "на уровне". Плюс возможность получения каких-то денег, хотя как раз с этим как-то не сложилось… А вот что было действительно приятно, так это то, что после концертов ко мне подходило очень много народу и задавали приблизительно те же самые вопросы, на которые я сейчас отвечаю, а не по поводу "Белого Орла".
ФВ: …Слово, к сожалению, непечатное (если я правильно понял вопрос). Встречный вопрос - угадайте с трех раз, какое?
ФВ: Хороший вопрос ("хи-хи" два раза). Бас-гитара. Если серьезно, это те два инструмента от немецкой организации под названием WARWICK, которые я сейчас использую. Оба инструмента - модель THUMB, четырех- и пятиструнные инструменты. Есть еще организация под названием ALEMBIC - тоже делают "ломовые" инструменты.
ФВ: Разочарование - все те же WARWICK. Они начали выпускать дешевую линейку инструментов - это КОШМАР!!! Ничего общего с их нормальными инструментами не имеют. Не покупайте эти дешевые "бревна"!
А приятная неожиданность - это как раз ALEMBIC, который всегда славился своей, как бы это сказать помягче, "дубинистостью". Если кто-то когда-нибудь имел инструмент под названием MUZIMA, понимает о чем я говорю. Так вот, ALEMBIC'и были еще "дубинистее", я имею в виду гриф. Мне вообще непонятно, какого размера нужно иметь руки, чтобы на нем можно было играть. И вот не так давно в мое поле зрения попал один инструмент от ALEMBIC, который можно смело назвать вершиной бас-гитарного производства. Кстати, он находится очень близко по удобствам к моему четырехструнному WARWICK, и звук и все, все, все… Но цена! Знаете, сколько стоит самолет? Так вот, этот инструмент стоит как самолет-стэлс. И еще - тоже не так давно в одном из музыкальных салонов Москвы мне попался один инструмент корейской фирмы CORT. Wow! Очень недурственный… Рекомендую.
ФВ: И при записи в студии, и на концертной площадке бас-гитаристу нужно пользоваться компрессором. Опять-таки весь вопрос, каким и как. Просто для сцены нужно одно, а для студии другое. Я знаю, что просто туча дешевых и непрофессиональных обработок (в том числе и компрессоры) подмочило репутацию необходимых эффектов для работы бас-гитаристов. И вся проблема в работе с плохим компрессом заключается в том, что он просто "душит" всю динамику игры и порой превращает вашу игру в сплошной гул, где невозможно разобрать вообще ничего. Поэтому я использую (и всем тоже советую) двухполосный компрессор, который отдельно компрессирует низкую и высокую полосу звучания вашего инструмента. Плюс, как правило, в таких приборах существует еще и ручка баланса, которая смещает общий спектр звучания в нужную тесситуру вверх или вниз - это зависит от того, что вы играете и как.
ФВ: Ну, во-первых, на бас-гитаре нужно уметь играть и пальцами и медиатором. Не делайте для себя каких-либо ограничений. Где-то нужно играть медиатором, где-то пальцами. И я не могу выделить отдельно, какую технику игры я предпочитаю. Все зависит от тех задач, которые стоят передо мной в той или иной песне, группе.
Говоря об аппаратуре, я, собственно говоря, и сейчас использую тот же самый набор "хитростей". Первое - это, конечно, достойный инструмент и струны, которые должны быть в состоянии "стояния", то есть я не могу играть на струнах, которые стоят на инструменте больше одного месяца. При активных занятиях самые "долгоиграющие" струны у меня дольше не выдерживают. Они перестают "строить", полнота звучания пропадает, - в общем, изнашиваются. Я помню, когда был еще студентом и денег было не так много, как хотелось бы, меня научили старые струны варить в соде. Знаете, помогает. Правда, очень ненадолго.
Усилитель английского производства "TRACE ELLIOT". Это тоже "старая любовь". Я считаю, что они сделали наиболее универсальный усилительный комплекс, который может удовлетворить самого капризного исполнителя и годится для любой музыки, начиная от самого сумасшедшего рока до любого из музыкальных направлений. Во-первых, в нем два предварительных усилителя - ламповый и транзисторный. И вы, по своему желанию, можете использовать либо один, либо другой. И плюс существует ручечка, которая позволяет вам плавно замешивать эти преампы. Эффект обалденный! 15-полосный EQ, который я обычно не использую, но вещь чрезвычайно полезная. Опять же, тот самый пресловутый двухполосный компрессор и т.д. и т.п… Я об этом могу роман написать… И еще маленькая коробочка, которую, наверное, видели на сцене те, кто приходит на концерты. Лет 12 тому назад, находясь в поисках оригинального звука, мне предложили изготовить на заказ эффект, который имитирует ламповые искажения. И вот после долгих изысканий я получил то, что… получил. Мне нравится! А колонки - знаете, для меня это не так важно. Главное, чтобы динамики были 15-дюймовые, и они дожили до конца концерта, а не взорвались на второй песне.
ФВ: Это что - вопрос на засыпку? Ну, не знаю. Рифф - это, наверное, такое короткое ритмико-музыкальное предложение. Или Вы про коралловые рифы, за которые кто-то зацепился трусами и мнит себя всем человечеством, при этом ничего не делая, для того чтобы отцепиться? (Шутка). А использование риффов в музыке, я думаю, надолго. Это ведь смесь музыки и ритма, не претендующая на все произведение, зато как много зависит от риффа. Ну, к примеру, выбросите гитарный рифф из "Smoke On The Water" и чего там останется? Нет - ну останется, конечно, что-то, но… сами понимаете.
ФВ: Начинал-то не с "Круиза", а как раз с "Черного Кофе". Группа была создана, когда мы с Димой Варшавским учились в Гнесинке, а до "Черного Кофе" была куча команд, в которых я играл и начало-то, может быть, стоит считать оттуда. А с другими исполнителями - да, конечно. Меня приглашают, как студийного музыканта.
ФВ: Если Вы были на концертах "Круиза", (да и сейчас на "Черном Кофе"), то странно, что не заметили, что трио звучит как полноценный состав. Это - одна из моих функций как бас-гитариста. Соединить барабаны с гитарой так, чтобы не было ощущения "пустоты" или нехватки инструментов. Соревноваться в скорости исполнения ради скорости я считаю полной глупостью. Если Вас интересует, с какой скоростью я играю, возьмите песню "Круиза" "Culture Shock". Там есть бас-гитарное соло, старику Харрису думаю далековато... (впрочем, ничего личного). Опять же, если вспоминать концерты "Круиза", я играл соло на восьмиструнном (!!!) басу. О существовании такого инструмента многие просто не знают. Тоже интересно - чтобы Харрис на нем смог исполнить? Да что я все к Харрису цепляюсь! Что касается Ди Майо, фантастический - нет - феерический басист. Но знаете, парадокс - я не хочу быть ни Харрисом, ни Майо, ни Вутоном, ни Пупкиным. Я хочу быть самим собой, чего и Вам желаю.
Я думаю, это вообще проблема нашей Российской музыки. Все хотят быть похожими на кого-то и очень мало людей, кто хочет быть похож на самого себя… Посмотрите MTV. Понимаете, о чем говорю? А мне за Державу обидно!
ФВ: Начинал я учиться музыке как все маленькие дети, когда их в первом классе родители отдают в музыкальную школу. Поэтому, пока учился в обычной средней школе, заодно закончил еще две музыкальные. Но бас-гитара - это точно такой же инструмент, как и любой другой и, кстати, я и на обычной-то гитаре не очень хорошо играю. Это совершенно разные инструменты. Знаете, я когда учился в Гнесинке, там не очень хорошо успевающих иногда переводили на бас-гитару. Искренне надеюсь, что теперь такого не происходит. А прокладывать-то, в общем, ничего и не пришлось, просто нужно больше заниматься на инструменте и стараться как можно больше играть в группах, потому что занятия занятиями, а практика игры в группе это то, зачем вы занимаетесь на инструменте вообще.
ФВ: Да, в принципе и Валера, и Сергей, и я все уже давно хотим сделать несколько концертов в стране. Только для этого требуются некоторые капвложения. И всё. Не хотите поучаствовать?
ФВ: Да, несколько концертов тогдашнее ЦТ снимало, и я не знаю, остались ли у них архивы с этими концертами. Если нет, то жалко, а то бы я послал кассетку с нашим видео Бритни Спирс, чтоб она угорела от того, как в Советской России больше десяти лет тому назад ставились трюки на "живых" концертах.
ФВ: Да нет же! Бас-гитара - это отдельный, причем самый молодой музыкальный инструмент, который получил такое распространение. И хорошим исполнителем можно стать только в том случае, если полностью отдавать себя любимому инструменту. Тогда инструмент обязательно отблагодарит. А по поводу "наворотов", тут как говориться дело вкуса и задачи, которая стоит перед исполнителем. Но поиски чего-то своего, даже если вы будете создавать основу по-своему, наверно, правильный путь.
ФВ: Официально нет. Но я всегда открыт, насколько позволяет время для помощи молодым исполнителям.
ФВ: Да, Сергей - большой оригинал, да еще и по максимуму. Это так Сергей расписывался.
В заключение хочу поблагодарить Олега Павлова, сайт GUITAR STUDIO (www.guitar.ru), спонсора интервью интернет-провайдера BudgetNet, и всех, кто прислал свои вопросы. Если я не смог полностью ответить на все ваши вопросы относительно групп "Черный Кофе" и "Круиз", вы можете посмотреть странички групп в Интернете по адресам www.blackcoffee.ru и kruiz-gaina.narod.ru соответственно, для того, чтобы мне не пришлось повторять информацию, которая есть там. И если у вас есть еще какие-либо вопросы ко мне, я с удовольствием по возможности на них отвечу - пишите в редакцию сайта GUITAR STUDIO (www.guitar.ru).
Еще раз всем большое спасибо - до встречи!
Искренне ваш, Федор Васильев.
март 2002.