2006 - BassBel Magazine: Интервью c Фёдором Васильевым

Середина 80-х, перестройка, СССР. Круиз – супергруппа, собиравшая стадионы поклонников на своих концертах. Федор Васильев играл тогда в этом коллективе. Познакомились мы с Федором на финале кастинга на музыку Queen – We Will Rock You. На репетицию Федор опоздал (из-за пробок на дороге) и я минут 40 играл за него с его составом (с барабанщиком Ночных Снайперов) Затем, на финальном прослушивании, где были Brian May и Roger Taylor (Queen) Федору нужно было уехать на запись в студию. Он попросил, что бы я его заменил. Отыграв 40 минут он уехал, а остальное время я доигрывал за него. А мне предстояло после этого играть еще со своим составом, где были – барабанщик Сукачева, гитарист Николая Носкова… Долгое время мы переписывались с Федором по электронной почте, затем встретились на концерте Ночных Снайперов в Минске. Я давно собирался взять интервью у Федора, но, наконец-то это получилось! Я договорился с Федором по мейлу, Влад (V.Kay) взял с собой диктофон, фотоаппарат и мы пошли.

В старые советские времена “Круиз” на своих концертах собирал целые стадионы. Затем группа, куда-то пропала, через какое-то время мы узнали, что “Круиз” играет концерты в Европе.

Группа “Круиз” первой из всех советских групп заключила контракт с западным музыкальным издательством. А никакие не “Аквариумы”, “Парки Горького”… Если кто сомневается – можно поднять документы.Мы заключили контракт на два дня раньше “Аквариума” с европейским отделением Warner Brothers. Успешно продали записанную в Европе пластинку. “Kerrang” (специализированный музыкальный журнал для любителей тяжелой музыки) ставил альбому 5 звезд! Люди до сих пор пишут в гостевой книге на сайте группы (www.kruiz-gaina.narod.ru), удивляются – как же так, такая группа распалась! Пишут и те (на Западе), кто недавно, только открыл нашу группу (купили пластинки или случайно забрели на сайт).

Это была профессиональная работа (концертные туры, записи)?

Да, все это было абсолютно коммерческое. Мы не играли для каких-то там диаспор. Есть группа – концерты - поехали по Европе. Первые 7 месяцев, как сейчас помню, было очень тяжело. На первый концерт пришло человек 40 (это в те времена, когда “Круиз” в СССР собирал стадионы!). Через год мы приезжали в любой город Германии и на наш концерт приходило минимум 800-1000 человек. А за год это очень, очень серьезный показатель.

Что произошло потом?

Потом продюсер, который занимался “Круизом”, (пожилой человек) ушел на пенсию, и нам, извините за слово, “втюхали” продюсера группы Scorpions (они работали с тем же издательством), который попытался из нас сделать группу Scorpions. Сказал, что нам нужно найти вокалиста из Европы, сменить стилистику и т.д. Нам совсем этого не хотелось. На этой волне возмутился барабанщик Сергей Ефимов. Мы стали пробовать других барабанщиков – но все потеряло смысл. Что было ценно в нашем трио – каждый музыкант был на своем месте, поменять кого-то одного было невозможно. Поэтому группа распалась. Затем Валерий Гаина создал в России свой сольный проект “Гейн”. Я в нем, кстати, тоже поиграл. А потом Валера уехал в Америку с этим проектом, ну а я остался в стране.

Чем ты занимался после этого?

Я проработал до 1993 года в группе “Черный Кофе”. Затем рок-музыка стала никому не нужна, наверное в силу экономических причин, а идти работать куда-то в “Ласковый Май” мне как-то… Был промежуток с 1993 по 1998 год, когда я на сцене вообще не работал.

Но студийная работа была?

В 1998 году из Америки вернулся Д. Варшавский (“Черный Кофе”), и я наступил опять на те же грабли в последний раз. И на этой волне потом пошла разнообразная студийная работа. Музыкальная индустрия в России начала потихоньку оживать, и все встало на свои места. А записывал бас я многим, иногда даже и не знал кому. Меня даже это и не сильно интересовало. Студийная работа – важный сегмент для музыканта, и мне было абсолютно плевать, что записывать (с точки зрения жанра). Затем я работал в группе “Белый Орел”, затем у А.Малинина. Была еще и студийная практика.

А как ты попал к “Ночным Снайперам”?

Мы познакомились, благодаря гитаристу группы – Ивану. Я совершенно случайно попал в клуб, где был концерт “Ночных Снайперов”. В клубе, перед концертом, был выставлен огромный стенд с книгами и я стоял и смотрел книги, при этом даже что-то купил. Подходит ко мне человек и спрашивает:
– Извините, вы Федор Васильев? А можно с вами познакомиться?
В этот день у меня был день рождения. Ну, слово за слово. Я сказал:
– Давайте вы отыграете концерт, затем поедем ко мне домой, у меня сегодня день рождения, будем спокойно выпивать и общаться.
Это было в 2001 году. Тогда у них на басу играл Игорь (“Гога”) Копылов, басист из “Наутилуса Помпилиуса”. Очень хороший музыкант, просто супер бас-гитарист. У него, кстати, был 4-струнный Warwick streamer - вот на этой теме мы и подружились. Время от времени общались. После “Гоги” у ребят играл на басу Дима “Ветеран”, но у них, что-то не сложилось, видимо с точки зрения стилистики, потому что Димка очень хороший музыкант, но он играет фьюжн, фанк. Как бы стилистически он не смог подстроиться. Я, к примеру, фьюжн плохо играю и никогда не пойду играть в группу с такой стилистикой. Объять необъятное невозможно. То есть я играю фьюжн как все, но мне это не интересно - играть как все. Или играть слэпом как Victor Wooten тоже никогда не буду, потому что есть Wooten, ну и супер, нужно что-то свое делать! Пока ты студент и у тебя есть время для того, чтобы учиться и выбрать для себя некий дирекшн - движение в какую-либо сторону, – это обязательно нужно. И это не значит, что я не слушаю или не снимаю какие-то музыкальные фрагменты Wootenа. Это разные вещи. У человека свой мыслительный процесс, своя техника игры – интересно понять, как он думает (музыкально), и почему именно так. Откуда у него все это. Просто нужно слушать и снимать не только одного исполнителя, но и игру других выдающихся басистов для того, что бы самому постоянно двигаться вперед как исполнитель. Но при этом так, чтобы не превратиться в клона тех, которых легионы, которые играют чужие фразы, чужим звуком. А ведь хороший исполнитель это человек, который играет свои ноты, хоть две, но свои и своим звуком.

Расскажи, пожалуйста, про свои бас-гитары

У меня с детства была мечта – Rickenbacker, хотел, прямо умирал. Поэтому первый фирменный инструмент и был Rickenbacker 4001. Затем совершенно случайно купил Rickenbacker 4008 - 8-струнный. Инструмент просто фантастический. Сдвоенные струны, настроенные в октаву. В 1987 году был огромный фестиваль “Рок-панорама”. На фестивале были представители фирмы Warwick и мне, с их точки зрения, лучшему басисту фестиваля, они подарили бас Warwick Thumb 4-струнный. Он у меня провалялся дома месяца 4 или 5… Я его посмотрел, положил дома и все. А как-то мы поехали на 3 концерта в Таллин. А по тем временам ехать на три концерта – это было… мало. И вообще, тащить с собой два кейса с Rickenbacker, эту тяжесть… Я подумал: чего на 3 концерта таскать все это, лучше возьму один Warwick с легким кейсом (на плечо). Сыграл первый концерт и был шокирован от того, насколько этот бас был удобен, ультрасовременен по звуку. Мне просто башню снесло! И после этого я 4-струнный Rickenbacker 4001 сразу продал. А 8-струнный Rickenbacker еще некоторое время использовал на концертах и в студии. Пока мы работали в Германии, я побывал на фабрике Warwick, и они мне его доработали: подправили гриф (немного изменили профиль) и т.д.

Можно сказать, что это Custom bass?

Абсолютно! Он и сам по себе был Custom, но его еще специально доводили для меня. Я доволен и счастлив! Такого Warwick Thumb больше нигде не найти, второго такого просто нет!

А 5-струнный Warwick Thumb?

А 5-струнный – обычный, серийный. В силу необходимости мне понадобился 5-струнный бас, вот подвернулся этот Warwick Thumb 5 – я его и купил. Я работал тогда у Малинина, и мне нужна была эта толстая струна Си. В городе Находка у меня вскрыли номер в гостинице и вынесли все, причем не только у меня, но и на моем этаже вскрыли 5 номеров, ниже этажом 3 номера. Это была какая-то вылазка местного братства. И все, Warwick ушел с концами. Жалко, что очень далеко, а так, если бы это было хотя бы где-нибудь поближе, можно было бы найти инструмент. А так, один билет на самолет туда стоит очень дорого. Обидно, жалко, но ничего страшного. Ну, значит, так надо.

Твоя усилительная аппаратура?

Голова Trace Elliott SMX 12. Я считаю, что на сегодняшний день это один из самых лучших аппаратов с точки зрения универсальности. Я считаю, что на нем можно вырулить любой звук для любого стиля. Там есть 2-полосный компрессор – отдельная регулировка для низких частот, отдельно для верха, и есть ручка баланс между ними. Два преампа – ламповый и транзисторный, между ними тоже есть ручка балансировки. Тут сразу чувствуется, как работает ламповый преамп, как – транзисторный. Ламповый – если играть быструю музыку, то звук “мажется”. Транзисторный – суховат. А вот когда все это работает вместе, получается замечательный звук. Но это мои личные ощущения. Есть эквалайзер, но я вообще им не пользуюсь. Графический эквалайзер (мое личное мнение) – от лукавого. Очень полезно, что в Trace Elliott есть разрыв (effects loop-stereo) для подключения эффектов. Бывает, что нужно включить какую-нибудь примочку – но если включить ее в простой разрыв, это одно, а если в стерео - разрыв (effects loop-stereo), то это позволяет пропускать через эффект не весь свой звук, а как бы подмешивая его к основному, совсем другая картина!

Расскажи про свой Line 6 Bass POD Pro

Очень хорошая и полезная штука. Выручает, не то слово! Приезжаешь туда, где ничего нет, – берешь сигнал из POD на пульт – все звучит, даже если в мониторах каша, все хрипит, а в зале хороший, чистый, плотный басовый звук. Звук, который приходит из Line 6 POD на пульт, правильно сформирован, и делать с ним ничего не нужно. Еще есть у меня самодельный овердрайв. Даже не овердрайв, а некий исказитель, который мне друг сделал в 1986 году. Я постоянно пробую, ищу всякие драйвы, исказители – но ничего подобного не нахожу. Даже в Line 6 POD есть драйвы - не то. Еще T.C. Electronics хорус, флэнжер и питч. Напольный вариант. Есть такой же рэковый, очень качественный прибор. С ним можно обрабатывать даже голос на сведении в студии. Аналог. Дорогой. Качество – супер, просто фантастика! Вот Валера (Bassmanic) знает, что бас-гитара – более требовательный инструмент к обработке, чем гитара. А то как хорус какой-нибудь включишь… такая дрянь, а тут у T.C. настоящий профессиональный звук!

Как ты пишешь бас в студии?

3 канала – линия, и двумя микрофонами. Затем они все микшируются.

Любимые струны?

Не поверишь, я люблю струны La Bella. Совершенно отдельные струны! Мы только что были в Америке, но даже там я не смог их найти! Мне говорят, что их нет! Сейчас пользуюсь струнами DR Fat Beam. Струны отличные - долго держатся, я могу на одном комплекте играть 4 месяца! Другие струны: месяц – и убит комплект! Есть струны GHS – струны совершенно мерзкие, с моей точки зрения. Но есть одна модель, не помню, как называется: желтая такая коробка и черный профиль басиста. Они Stainless Steel, оказались очень удачные. А все эти струны с заморозками, freezing… на три дня, и все!

Творческие планы?

Грандиозные. Мы должны осенью записать новый диск с Ночными Снайперами. Да и Валера Гаина собирается кое-что предпринять в России в этом году ;)))

Пожелания молодым басистам?

Больше слушать музыки разной и больше заниматься. Плевать на все, пока молодой – денег не заработаешь. Упираться, и со временем все придет.

Удачи тебе, Федор, и твоей группе “Ночные Снайперы”!

Огромное русское мерси

 

Валерий Башков, Влад Кирющенко.

Hosted by uCoz