Середина 80-х, перестройка, СССР. Круиз – супергруппа, собиравшая стадионы поклонников на своих концертах. Федор Васильев играл тогда в этом коллективе. Познакомились мы с Федором на финале кастинга на музыку Queen – We Will Rock You. На репетицию Федор опоздал (из-за пробок на дороге) и я минут 40 играл за него с его составом (с барабанщиком Ночных Снайперов) Затем, на финальном прослушивании, где были Brian May и Roger Taylor (Queen) Федору нужно было уехать на запись в студию. Он попросил, что бы я его заменил. Отыграв 40 минут он уехал, а остальное время я доигрывал за него. А мне предстояло после этого играть еще со своим составом, где были – барабанщик Сукачева, гитарист Николая Носкова… Долгое время мы переписывались с Федором по электронной почте, затем встретились на концерте Ночных Снайперов в Минске. Я давно собирался взять интервью у Федора, но, наконец-то это получилось! Я договорился с Федором по мейлу, Влад (V.Kay) взял с собой диктофон, фотоаппарат и мы пошли.
Группа “Круиз” первой из всех советских групп заключила контракт с западным музыкальным издательством. А никакие не “Аквариумы”, “Парки Горького”… Если кто сомневается – можно поднять документы.Мы заключили контракт на два дня раньше “Аквариума” с европейским отделением Warner Brothers. Успешно продали записанную в Европе пластинку. “Kerrang” (специализированный музыкальный журнал для любителей тяжелой музыки) ставил альбому 5 звезд! Люди до сих пор пишут в гостевой книге на сайте группы (www.kruiz-gaina.narod.ru), удивляются – как же так, такая группа распалась! Пишут и те (на Западе), кто недавно, только открыл нашу группу (купили пластинки или случайно забрели на сайт).
Да, все это было абсолютно коммерческое. Мы не играли для каких-то там диаспор. Есть группа – концерты - поехали по Европе. Первые 7 месяцев, как сейчас помню, было очень тяжело. На первый концерт пришло человек 40 (это в те времена, когда “Круиз” в СССР собирал стадионы!). Через год мы приезжали в любой город Германии и на наш концерт приходило минимум 800-1000 человек. А за год это очень, очень серьезный показатель.
Потом продюсер, который занимался “Круизом”, (пожилой человек) ушел на пенсию, и нам, извините за слово, “втюхали” продюсера группы Scorpions (они работали с тем же издательством), который попытался из нас сделать группу Scorpions. Сказал, что нам нужно найти вокалиста из Европы, сменить стилистику и т.д. Нам совсем этого не хотелось. На этой волне возмутился барабанщик Сергей Ефимов. Мы стали пробовать других барабанщиков – но все потеряло смысл. Что было ценно в нашем трио – каждый музыкант был на своем месте, поменять кого-то одного было невозможно. Поэтому группа распалась. Затем Валерий Гаина создал в России свой сольный проект “Гейн”. Я в нем, кстати, тоже поиграл. А потом Валера уехал в Америку с этим проектом, ну а я остался в стране.
Я проработал до 1993 года в группе “Черный Кофе”. Затем рок-музыка стала никому не нужна, наверное в силу экономических причин, а идти работать куда-то в “Ласковый Май” мне как-то… Был промежуток с 1993 по 1998 год, когда я на сцене вообще не работал.
В 1998 году из Америки вернулся Д. Варшавский (“Черный Кофе”), и я наступил опять на те же грабли в последний раз. И на этой волне потом пошла разнообразная студийная работа. Музыкальная индустрия в России начала потихоньку оживать, и все встало на свои места. А записывал бас я многим, иногда даже и не знал кому. Меня даже это и не сильно интересовало. Студийная работа – важный сегмент для музыканта, и мне было абсолютно плевать, что записывать (с точки зрения жанра). Затем я работал в группе “Белый Орел”, затем у А.Малинина. Была еще и студийная практика.
Мы познакомились, благодаря гитаристу группы – Ивану. Я совершенно случайно попал в клуб, где был концерт “Ночных Снайперов”. В клубе, перед концертом, был выставлен огромный стенд с книгами и я стоял и смотрел книги, при этом даже что-то купил. Подходит ко мне человек и спрашивает:
– Извините, вы Федор Васильев? А можно с вами познакомиться?
В этот день у меня был день рождения. Ну, слово за слово. Я сказал:
– Давайте вы отыграете концерт, затем поедем ко мне домой, у меня сегодня день рождения, будем спокойно выпивать и общаться.
Это было в 2001 году. Тогда у них на басу играл Игорь (“Гога”) Копылов, басист из “Наутилуса Помпилиуса”. Очень хороший музыкант, просто супер бас-гитарист. У него, кстати, был 4-струнный Warwick streamer - вот на этой теме мы и подружились. Время от времени общались. После “Гоги” у ребят играл на басу Дима “Ветеран”, но у них, что-то не сложилось, видимо с точки зрения стилистики, потому что Димка очень хороший музыкант, но он играет фьюжн, фанк. Как бы стилистически он не смог подстроиться. Я, к примеру, фьюжн плохо играю и никогда не пойду играть в группу с такой стилистикой. Объять необъятное невозможно. То есть я играю фьюжн как все, но мне это не интересно - играть как все. Или играть слэпом как Victor Wooten тоже никогда не буду, потому что есть Wooten, ну и супер, нужно что-то свое делать! Пока ты студент и у тебя есть время для того, чтобы учиться и выбрать для себя некий дирекшн - движение в какую-либо сторону, – это обязательно нужно. И это не значит, что я не слушаю или не снимаю какие-то музыкальные фрагменты Wootenа. Это разные вещи. У человека свой мыслительный процесс, своя техника игры – интересно понять, как он думает (музыкально), и почему именно так. Откуда у него все это. Просто нужно слушать и снимать не только одного исполнителя, но и игру других выдающихся басистов для того, что бы самому постоянно двигаться вперед как исполнитель. Но при этом так, чтобы не превратиться в клона тех, которых легионы, которые играют чужие фразы, чужим звуком. А ведь хороший исполнитель это человек, который играет свои ноты, хоть две, но свои и своим звуком.
У меня с детства была мечта – Rickenbacker, хотел, прямо умирал. Поэтому первый фирменный инструмент и был Rickenbacker 4001. Затем совершенно случайно купил Rickenbacker 4008 - 8-струнный. Инструмент просто фантастический. Сдвоенные струны, настроенные в октаву. В 1987 году был огромный фестиваль “Рок-панорама”. На фестивале были представители фирмы Warwick и мне, с их точки зрения, лучшему басисту фестиваля, они подарили бас Warwick Thumb 4-струнный. Он у меня провалялся дома месяца 4 или 5… Я его посмотрел, положил дома и все. А как-то мы поехали на 3 концерта в Таллин. А по тем временам ехать на три концерта – это было… мало. И вообще, тащить с собой два кейса с Rickenbacker, эту тяжесть… Я подумал: чего на 3 концерта таскать все это, лучше возьму один Warwick с легким кейсом (на плечо). Сыграл первый концерт и был шокирован от того, насколько этот бас был удобен, ультрасовременен по звуку. Мне просто башню снесло! И после этого я 4-струнный Rickenbacker 4001 сразу продал. А 8-струнный Rickenbacker еще некоторое время использовал на концертах и в студии. Пока мы работали в Германии, я побывал на фабрике Warwick, и они мне его доработали: подправили гриф (немного изменили профиль) и т.д.
Абсолютно! Он и сам по себе был Custom, но его еще специально доводили для меня. Я доволен и счастлив! Такого Warwick Thumb больше нигде не найти, второго такого просто нет!
А 5-струнный – обычный, серийный. В силу необходимости мне понадобился 5-струнный бас, вот подвернулся этот Warwick Thumb 5 – я его и купил. Я работал тогда у Малинина, и мне нужна была эта толстая струна Си. В городе Находка у меня вскрыли номер в гостинице и вынесли все, причем не только у меня, но и на моем этаже вскрыли 5 номеров, ниже этажом 3 номера. Это была какая-то вылазка местного братства. И все, Warwick ушел с концами. Жалко, что очень далеко, а так, если бы это было хотя бы где-нибудь поближе, можно было бы найти инструмент. А так, один билет на самолет туда стоит очень дорого. Обидно, жалко, но ничего страшного. Ну, значит, так надо.
Голова Trace Elliott SMX 12. Я считаю, что на сегодняшний день это один из самых лучших аппаратов с точки зрения универсальности. Я считаю, что на нем можно вырулить любой звук для любого стиля. Там есть 2-полосный компрессор – отдельная регулировка для низких частот, отдельно для верха, и есть ручка баланс между ними. Два преампа – ламповый и транзисторный, между ними тоже есть ручка балансировки. Тут сразу чувствуется, как работает ламповый преамп, как – транзисторный. Ламповый – если играть быструю музыку, то звук “мажется”. Транзисторный – суховат. А вот когда все это работает вместе, получается замечательный звук. Но это мои личные ощущения. Есть эквалайзер, но я вообще им не пользуюсь. Графический эквалайзер (мое личное мнение) – от лукавого. Очень полезно, что в Trace Elliott есть разрыв (effects loop-stereo) для подключения эффектов. Бывает, что нужно включить какую-нибудь примочку – но если включить ее в простой разрыв, это одно, а если в стерео - разрыв (effects loop-stereo), то это позволяет пропускать через эффект не весь свой звук, а как бы подмешивая его к основному, совсем другая картина!
Очень хорошая и полезная штука. Выручает, не то слово! Приезжаешь туда, где ничего нет, – берешь сигнал из POD на пульт – все звучит, даже если в мониторах каша, все хрипит, а в зале хороший, чистый, плотный басовый звук. Звук, который приходит из Line 6 POD на пульт, правильно сформирован, и делать с ним ничего не нужно. Еще есть у меня самодельный овердрайв. Даже не овердрайв, а некий исказитель, который мне друг сделал в 1986 году. Я постоянно пробую, ищу всякие драйвы, исказители – но ничего подобного не нахожу. Даже в Line 6 POD есть драйвы - не то. Еще T.C. Electronics хорус, флэнжер и питч. Напольный вариант. Есть такой же рэковый, очень качественный прибор. С ним можно обрабатывать даже голос на сведении в студии. Аналог. Дорогой. Качество – супер, просто фантастика! Вот Валера (Bassmanic) знает, что бас-гитара – более требовательный инструмент к обработке, чем гитара. А то как хорус какой-нибудь включишь… такая дрянь, а тут у T.C. настоящий профессиональный звук!
3 канала – линия, и двумя микрофонами. Затем они все микшируются.
Не поверишь, я люблю струны La Bella. Совершенно отдельные струны! Мы только что были в Америке, но даже там я не смог их найти! Мне говорят, что их нет! Сейчас пользуюсь струнами DR Fat Beam. Струны отличные - долго держатся, я могу на одном комплекте играть 4 месяца! Другие струны: месяц – и убит комплект! Есть струны GHS – струны совершенно мерзкие, с моей точки зрения. Но есть одна модель, не помню, как называется: желтая такая коробка и черный профиль басиста. Они Stainless Steel, оказались очень удачные. А все эти струны с заморозками, freezing… на три дня, и все!
Грандиозные. Мы должны осенью записать новый диск с Ночными Снайперами. Да и Валера Гаина собирается кое-что предпринять в России в этом году ;)))
Больше слушать музыки разной и больше заниматься. Плевать на все, пока молодой – денег не заработаешь. Упираться, и со временем все придет.
Огромное русское мерси
Валерий Башков, Влад Кирющенко.