Известный композитор, музыкант и продюсер приехал из США, чтобы их исправлять.
Лидер легендарной группы "Круиз" Валерий Гаина неуловимо походит на героя Олега Меньшикова Костика из "Покровских ворот". Да, он - мальчишка, все тот же сорванец задорный, теперь с навороченной гитарою в руках. И так же легко пускается в ритуальные танцы, а его гитара заставляет публику забыть о том, где она пребывает. Напомним: 19-20 мая, кишиневский клуб "TRI LUX", Валерий Гаина.
Ни грамма снобизма, свойственного большинству попсовых и роковых элементов российского музыкального небосклона. Доброжелательность и искренность, идущие изнутри, а оттого так непохожие на маски, которые наклеивают на себя американцы - нынешние сограждане Валерия Гаины. Да он, собственно, настоящим американцем так не стал, хотя более 15 лет живет в Лос-Анджелесе. "Я не совсем вписываюсь и здесь, - говорит Валерий. - Очень многие причисляют меня к старой гвардии, а на самом деле, если послушать мой новый альбом, то он большее отношение имеет к тому, что происходит в мире музыки сегодня. Альбом и написан с расчетом на восприятие молодежи".
Тем не менее, Валерий Гаина новой родине премного благодарен - она позволила узнать себя другого. И он не уверен, что, останься здесь, раскрыл бы эти новые возможности. Оказалось, что он может сочинять музыку любого плана, от оркестровой до хип-хопа, теперь пишет симфонические произведения и композиции для телеканалов, таких как Discovery, TNT, TBS, NBC. Он получил возможность играть с такими артистами и командами, уровень которых раньше казался недостижимым никогда. "И это просто здорово, когда ты обнаруживаешь скрытые силы, определяешь свой потенциал и начинаешь чувствовать себя комфортно оттого, что делаешь многие вещи на профессиональном уровне. Я рад, что открыл в себе нового внутреннего человека".
Там он стал комфортно ощущать себя, также став продюсером молодых команд. И теперь уже не скажет, кого в нем больше - бизнесмена или музыканта: и того, и другого пополам. "Находясь здесь, себя чувствую музыкантом, артистом на сцене, и это очень люблю. В США моя жизнь превращается в нечто другое, становлюсь больше продюсером, композитором. И благодаря тому, что мой бизнес в Америке стал успешным и работает в мое отсутствие, могу позволить себе небольшое удовольствие - приехать сюда и получить дозу наслаждения от того, чем люблю заниматься на самом деле. Такое возвращение меня омолаживает, потому что тебе возвращается гораздо больше того, что отдаешь на сцене. Посмотрите на меня: вчера на концерте выложился абсолютно, лег в пять утра, встал в восемь, практически не спал - и чувствую себя великолепно". Он не лукавит, это правда. В Интернете гуляют слухи о том, что Валерий Гаина приехал возрождать "Круиз".
- Скорей всего они возникли потому, что я вернулся, а поскольку ассоциации меня с "Круизом" очень велики, от этого, конечно, невозможно убежать... Но я уже не называю себя "Круизом", работаю под новым именем - просто Гаина, и это мой сольный проект. И дальше буду продвигать больше себя, нежели "Круиз". Они имели возможность эти 16 лет делать все, что хотели. И приехал я сюда не для того, чтобы им помогать.
Валерий к славе относится никак: легенда рока так легенда, большое дело. И первый успех даже приписывает не себе. Через полгода после того, как "Круиз" записал первые песни "Крутится волчок", "Послушай, человек", "Как скучно жить без светлой сказки", "они ни с того, ни с сего нас сделали большими звездами". Группа сама испугалась того, что случилось, она была готова к дому культуры, а пришлось работать в столичном Дворце спорта. Попав на большую сцену, ребята уяснили: теперь надо по-другому общаться, работать, чувствовать себя. Изменилось их отношение ко всему: "мы становились другими людьми". В течение всей десятилетней жизни "Круиза" они все время учились, в том числе и тому, что творить надо раз от разу нечто новое, публику непрестанно удивлять. И ориентироваться одновременно на несколько поколений, которые тебя любят и ждут. "Каждые десять лет ты должен думать о том, что на концерт придет новое поколение. Сегодня я этим и занимаюсь, работаю на него. В то же время очень надеюсь на то, что "старая гвардия" меня поддержит. Всегда надо идти в ногу со временем. И, как могу судить по концертам в России, юные приходят уже на новый альбом, они не хотят слушать даже "Дальний свет" из последних песен "Круиза".
Валерию Гаине очень хочется, чтобы его новая музыка быстрее дошла до народа. И появляются новые радиостанции и телеканалы, которые ее транслируют. В то же время у традиционных каналов, таких как Муз ТВ, MTV - свои не всегда ясные Валерию принципы: они не будут крутить музыку, рассчитанную на молодых, если ее не исполняют 20-летние. Хотя Оззи Осборна транслирует MTV, и ничего страшного при этом ни с кем не происходит.
- Понимаете, что происходит: и плохая песня, если ты ее станешь прокручивать каждый день по несколько раз, в конце концов доходит до слушателя и начинает каким-то образом нравиться. Такова особенность человеческого восприятия. Поэтому можно очень легко испортить вкусы публики, так как все, что ты ей навяжешь, в конце концов понравится. И все эти компании из индустрии шоу-бизнеса работают на то, чтобы навязывать слушателям: мы будем крутить вам это, и рано или поздно вы это купите, никуда вы не денетесь. Так оно и происходит. Но у нас много и хороших исполнителей, песен, и люди способны понять разницу между плохим и хорошим, как бы их ни пичкали дешевой музыкой. Они способны на большее, чем просто позволить себя обмануть.
Валерий уже три месяца находится на просторах старой родины, уже побывал в 25 городах России, Украины, в каждом месяце он охватывает около восьми городов. Более двух месяцев пробыл в Москве, побывал на очень многих радиопередачах, шоу, обсуждал с их руководителями и людьми бизнеса эту тему. И надеется, что со временем кое-что все-таки изменится у нас. "Все меняется, ничего не стоит на месте, на этом я и строю свои планы. Если ты способен привнести нечто новое, удивительное, чудесное в любую область деятельности, то рано или поздно это придет к успеху. Главное - им заниматься правильно".
Для нас важно знать, что Кишинев из всех городов у Гаины в любимчиках ходит. В России ему понравилось немало групп, у которых, по его мнению, есть будущее, особенно "Энимал Джаз". А они не мелькают на ТВ. Говоря о звездах телеэкрана, он считает, что их популярность в ящике весьма преувеличена, и изобилие попсы в телевизоре совсем не означает, что она собирает огромные залы. Дело в том, что попса в основном живет за счет корпоративок, и для того, чтобы быть как можно чаще приглашаемыми на корпоративные балы и брать за это большие деньги, им нужно постоянно присутствовать на экране. То бишь популярность застолбить.
И его несколько огорчает тот факт, что на радиостанциях и телеэкранах попса задвинула рок на второй план. Тем не менее, есть и другая тенденция: та же попса движется в сторону рока. "В Америке это становится популярным: многих из тех, кто работает в жанре поп-музыки, уже привлекают гитары, и достаточно тяжелые, меняется и звучание попсы. Существует такая музыка, которая непрестанно движется вперед, это мейнстрим. А мейнстримом может быть все, что угодно: в США это и рок, от самого тяжелого до самого легкого, и попса, и электронная музыка".
Наши рок-группы в Америке - это нереально, говорит Валерий. Американским слушателям трудно будет проникнуться ритмами Восточной Европы по нескольким причинам. Во-первых, мы даже не можем представить, а Валерий - описать, насколько перенасыщен тот рынок и как конкуренция высока. Мы здесь близко не подойдем к количеству музыкантов на одного слушателя и лет через сто. К тому же Америка не созрела для того, чтобы петь и слушать кого- то на других языках, кроме своего. "Я не считаю, что это хорошо, но это - реальность. И она исключает для многих групп возможность быть правильно понятыми американской публикой. Конечно, тех, кого они любят, примут с распростертыми объятьями, помню, выступала в Америке Пугачева, собирала залы, ее хорошо принимали. Вообще американцы очень чуткие, и если придут специально на тебя - теплота обалденная! Но нужно, чтобы тебя знали, а этого добиться в США очень трудно. Из рок-музыкантов пробиваются в основном английские команды, а вот европейцам в США стать популярными нелегко".
Татьяна МИГУЛИНА
25 мая 2007 г.