Интервью с легендарным гитаристом Валерием Гаина состоялось вечером 25 мая, за несколько часов до вылета музыканта из Кишинева. Я прибежала на место встречи поздно вечером, сразу по окончании конкурса «Мисс Молдова 2007». «Ну что, как конкурс? - спрашивает меня Валерий. – Кто победил?». «Хотите, покажу», - говорю я и достаю из сумки проспект с фотографиями всех участниц.
Валерий внимательно рассматривает их всех, по ходу делает короткие комментарии. «Хорошая девушка, - отзывается музыкант о победительнице. – Она яркая, выделяется на фоне остальных участниц».
После обсуждения «Мисс Молдова» мы с Валерием приступаем к интервью.
- 15 мая. До этого два с половиной месяца гастролировал по России, Белоруссии, Израилю и Украине. Два концерта в Кишиневе, которые прошли 18 и 19 мая в клубе Tri Lux, состоялись в рамках моего турне в поддержку нового альбома группы GAiNA «Снова твой».
Завтра утром опять улетаю: меня ждут Краснодар, Калининград, Пермь, фестивали и два сольных концерта в Москве. Потом я вернусь в Америку, но осенью снова буду в Кишиневе.
- Да, мы сняли видеоклипы на три песни из нового альбома: «Милый ангел», «Если» и «Тишина». Съемки длились четыре дня, но они продолжатся уже без меня, основная часть материала отснята. У каждого клипа свой сюжет. Например, «Тишину» мы снимали на Днестре, а два других видеоклипа - на территории аэропорта. Для клипа «Если» между самолетами специально построили съемочную площадку. В «Милом ангеле» будут показаны разные люди: от мала до велика. У каждого из них есть вторая половинка – свой милый ангел. Решили снять сразу несколько видеоклипов, чтобы потом не возвращаться сюда специально ради этого.
- Басист - Федор Васильев. С ним мы выступали в Кишиневе двадцать лет назад, еще с группой «Круиз». На барабанах играл Игорь Черевко из Москвы. В октябре мы с Федором прослушали много барабанщиков для этого тура, и Игорь оказался лучшим. Но с этим составом я выступаю только на концертах, в записи альбома «Снова твой» принимали участие другие музыканты, в том числе Грег Стивенс - известный американский барабанщик, который в 90-х годах играл в группах Don Dokken и Great White.
- Моя жизнь – это поиск, стремление быть лучше. Поиск через гитару, песню, слово – вот то, что делает меня тем, кто я есть. - Мы специально сделали концерт в клубе, а не на большой площадке. Все концерты в рамках моего турне проходят в клубах. Это своего рода эксперимент на реакцию публики. Нам нужен был контакт на близком уровне. Большие концерты мы всегда успеем сделать, тем более, что осенью я снова буду в Молдове. Сейчас мы могли собрать любой зал, но хотели, чтобы был ажиотаж. Если в большом зале собралось только 90 процентов зрителей, концерт уже нельзя назвать успешным.
В разных городах нас принимали по-разному. В Кишиневе просили больше старых песен, а в Нижнем Новгороде пришли молодые люди в возрасте 15-20 лет, которые, наоборот, хотели слышать только новые песни. Вообще люди ждут рок-музыку на русском языке, потому что ее практически нет сейчас. Россия – очень хороший рынок для рок-музыки, но этим, к сожалению, никто не занимается.
- Проект GAiNA я создал в 2004 году. Я ориентируюсь в основном на молодежь, потому что она сейчас ходит на концерты. Хотя я пишу музыку для слушателей всех возрастов: от 15 до 45. Я играю музыку сегодняшнего дня. То, что мне больше лет, ни о чем не говорит. Я стараюсь идти в ногу со временем. Тем более, это мне интересно.
- В Америке я занимаюсь другими проектами. Например, пишу музыку разных жанров для телевизионных шоу.
Назовите любой жанр и не ошибетесь: классика, хип-хоп, этно, индастриал... Почти вся музыка, которую вы слышите на каналах Discovery, TNT, TBS, NBC написана нашей компанией. Мы также пишем треки для документальных и художественных фильмов.
Я бы хотел делать свой проект специально для Америки, но на это пока просто нет времени. Переводить песни на английский язык я не хочу. Я считаю, что язык накладывает отпечаток на музыку и мелодику звучания. Мне легче написать новые песни, чем перевести уже существующие, потому что мои песни на английском или румынском языках мне самому кажутся смешными. Музыка пишется под определенный язык. Для Америки я бы писал совсем другие песни.
- Меня часто просят продюсировать разные группы в Москве, но опять-таки нет времени – все время занимает мой проект. Я бы с удовольствием поработал с Натальей Барбу. Лет пять назад мы с ней сотрудничали, даже записали одну песню на английском языке. Мне было очень интересно, но думаю, еще придет время.
Вообще в Молдове появилось много интересных исполнителей. Я всегда знал, что в этой маленькой стране много талантов, но рынок тут очень небольшой, поэтому ребята вынуждены искать себя и реализовываться в других странах. Молодым талантам приходится нелегко. Но то, что их много, очень радует. У меня, конечно, есть желание помочь нашим музыкантам, но в реальности это очень тяжело сделать.
- Американский рынок очень закрытый. Если пытаться туда пробиться, есть всего один шанс из ста, что что-то получится. Рынок еще и очень специфичный. Да и интереса особого к чужим проектам там нет. Этот интерес был в начале 90-х, после распада Советского Союза. Америка была открыта к нам, так и «Круиз» попал в Штаты. Чтобы раскрутиться в Америке, группа должна иметь свой ярко выраженный стиль, но даже это не всегда помогает. Для того, чтобы раскрутить кого-то из наших там, надо сначала найти здесь очень интересный проект, нарисовать его себе. Готового такого проекта я пока не видел. Есть талантливые исполнители, из которых можно «вылепить» что-то интересное, но на это нужно время.
- Нашим ребятам очень трудно представить себе то, что происходит в Америке. Я приехал туда и даже музыку, которую слушал тут, стал воспринимать по-другому. Почему? Потому что это другой конец света, там даже воздух другой. Там яйца варят 20 минут, а не пять, как у нас. В Америке по-другому видится, слышится и дышится. Надо там прожить, чтобы понять это.
- С точки зрения творчества, я постоянно сюда возвращаюсь, потому что я всегда буду писать песни для русскоязычных стан. Но в Америке у меня есть ощущение дома, которое я уже не променяю. Нет смысла там все бросить и вернуться. Сюда я могу приехать, чтобы подышать этим воздухом и творить, но при этом буду жить в Америке.
В заключение этой статьи я скажу только одно: меня поразило знакомство с Валерием Гаина. После встречи с Валерием долго не проходит ощущение, что ты прикоснулся к «великому», прикоснулся к истории. От этого человека исходит какая-то заразительная энергетика. Смотришь в его искренние глаза, видишь в них честность и улыбку, и хочется говорить. Говорить о жизни, о музыке – о многом. Обо всем. Хочется просто говорить.
Екатерина Погодина
Allmoldova
25 мая 2007 г.