Существует две теории подбора состава в группу. Первая – играть с друзьями и дружно, всем вместе подтягиваться в профессиональном отношении. Второй – брать в группу уже профессионалов, причем общение между участниками в группе ограничивается лишь совместными репетициями, концертами и т.д. Какой путь более правильный, на Ваш взгляд?
> Как мне кажется, единого пути в подборе в группу музыкантов нет. Если например, вы играете с друзьями, а в группу пришел профессиональный музыкант, то он является для остальных как-бы стимулом. Люди играя с ним,как бы и сами "подтягиваются". Вы можете собрать группу и из своих друзей-единомышленников, но самое главное, чтобы в группе были идеи. Если в группе есть лидер, который постоянно имеет какие-то новые идеи, то надо пытаться поддерживать его во всем, а не наоборот, пытаться свалить свои личные притензии на него. Поэтому совсем не обязательно приглашать в группу профессионалов, но если так случилось, то профессионал естественно быстрее осваивается с музыкой и т.д.
Иногда в прессе появляются материалы о каких-то конфликтах в группах, когда ты или иная сторона пытается отсудить название. Существует ли в Америке практика, когда молодые группы заключают договор между участниками? Как из Вашего жизненного опыта должны строиться отношения в группе? Что лучше – “диктатура” или “демократия”?
> В Америке встречаются разные варианты... Если я например зарегестрировал название группы до того, как набрал в нее музыкантов, то название и сам проект принадлежит мне. В этой ситуации, сколько-бы музыкантов не сменилось в группе, название всегда будет принадлежать мне. Если люди начинали играть вместе и дали название группе позднее, то это название может принадлежать каждому из участников группы в равных соотношениях. Если люди, наример начинали играть вместе, то здесь демократия лучше всего. Тогда в группе будут долгосрочнее отношения между всеми участниками и долгосрочное существование самой группы в целом. Диктатура в группе-это когда один по большому счету выигрывает все, но в этом случае может потерять музыкальную идею при уходе одного из участников группы. Так-как при замене музыканта, меняется и звучание группы. Поэтому, самое лучшее-это демократия в группе.
Насколько принципиальным есть техническая оснащенность группы? Должны ли музыканты иметь для репетиций именно то оборудование (инструменты, бэк-лайн) таким же, какое используют для концертов и записи в студии, или вполне достаточно обходится более дешевыми аналогами?
> Я считаю, что каждый музыкант должен иметь свой инструмент и свое личное оборудование, на котором он может выразить себя самым наилучшим образом. Мой вам совет! Научитесь играть на всем и на абсолютно любом аппарате. Чтоб вы могли научиться играть на абсолютно любой аппаратуре и воспроизводить свою музыку и доносить ее до слушателя, так-как в жизни музыканта бывают абсолютно разные ситуации... Писаться же конечно лучше в профессиональной студии и на хорошей аппаратуре. Слава Богу, их уровень в России уже достаточно высокий, поэтому не стоит размениваться, и переписывать по нескольку раз материал в дешевой студии. Лучше уж сразу запишитесь в хорошей студии, и лучше бесплатно..! - "Смеется!"
Каким образом решается в Америке проблема с репетиционными помещениями?
> В Америке репетируют абсолютно везде! Начиная от личных гаражей и подвалов, оборудованных под мини студии (часто даже очень профессиональные), где репетиция не стоит ничего, до профессиональных частных студий, где одна репетиция может обойтись в 1000 баксов. Этого в Америке предостаточно... Поэтому, каждый выбирает по себе и своему карману.
Допустим, наработан кое-какой репертуар. Какие должны быть следующие шаги группы – на что сделать упор в первую очередь – на концерты или запись?
> Если у группы уже существует какой-то наработанный материал, то сначала стоит записаться в студии, и послушать, как все это звучит. После этого стоит поиграть живьем, посмотреть, сумеете ли вы передать донести до слушателя все то, что вы записали в студии и как люди все это воспримут. Короче, посмотреть реакцию слушателей. Концерты конечно-же нужно играть, только так группа может полностью выразить себя и донести до слушателя то, что вы бы хотели им показать.
Насколько важна роль менеджера для функционирования группы? Может ли перспективная, но еще неизвестная американская группа обходится без менеджера?
> В такой ситуации, чаще кто-то из музыкантов группы берет на себя такую ответственность. И до какого-то определенного момента, группа сама себя менеджирует и продюссирует. То есть занимается своим-же пиаром, промоушеном и концертной деятельностью. Когда группа уже четко определилась на каком-то определенном уровне, у нее например есть постоянная аудитория, приходящая на концерты и т.д., тогда группе уже стоит искать менеджера, которому они будут платить за промоушен. На этом уровне, менеджер начинает вести переговоры между группой и "Лейблом", пытаясь "выбить" для группы наиболее лучшие и подходящие условия и т.д. и т.п. Постоянно играющей группе конечно нужен грамотный менеджер, так-как музыканты должны заниматься только музыкой и творчеством и ни в коем случае их не должны отвлекать от дела какие-то организационные вопросы. Но это все, как говориться, приходит со временем. В Америке продюсеры, это люди, которые занимаются напрямую продвижением группы, например выгодно подписывают группу с каким-либо "лейблом", тут-же песни группы попадают на ротацию по Радио, он же занимается организацией концертов группы и т.д.
Можете ли Вы посоветовать, порекомендовать какие-то пути – как заинтересовать владельцев лэйблов? Как ведется промо-работа молодыми “безконтрактными” американскими группами?
> В Америке, как правило, молодые группы сами выпускают СД, вкладывая в это свои личные деньги, зачастую заработанные даже совсем не не музыке (в Америке совершенно нормально иметь дневную работу, а вечерами заниматься своей группой). Благо, что здесь это не так трудно осуществить. Затем начинают заниматься рассылкой по лейблам, агентствам, продюссерам. Как правило, выше перечисленные организации буквально забиты такого рода материалом и зачастую просто отправляют диски прямо в мусорную корзину... Поэтому надо выбирать всего несколько самых лучших композиций из всего материала, и постараться каким-то образом заставить их ваш материал прослушать. Здесь все пути хороши! Используйте в том числе и ваши личные знакомства. Надо помнить, что вам никто-ничего не принесет на тарелочке с голубой каемочкой, всего вы должны будете добиваться сами.
Какой вид промоушна является основным на американской рок-сцене? Имеется ли какая-то общепризнанная формула стать известными и востребованными?
> Как правило основные виды, это Радио и музыкальные ТВ каналы, такие как МТВ и т.д. Это годами проверенный и подтвержденный способ промоушена. Сейчас очень многого можно достичь и через интернет рекламу. На данный момент, для начинающих групп, интернет остается самым дешевым и самым сильным механизмом в продвижении рекламы группы! И в дальнейшем, он будет только еще больше развиваться! Поэтому, по возможности используйте и рекламируйте себя на крупных музыкальных порталах и сайтах.
Предположим, группа уже имеет альбом(ы), более-менее регулярно выступает. В какой момент происходит переход из “одной из тысяч” в группу “стадионной” категории? Что в таком случае играет основную роль – отличный менеджер, умный пресс-агент или элементарный случай?
> Этот момент может наступить совершенно неожиданно. Здесь все вместе играет свою роль. Это может быть и отличный менеджер, который печется о всех проблемах группы и грамотный пресс-агент, сумевший умно преподать свою группу и просто элементарный случай. Но такой случай случается очень редко-один на милиион... Когда группа становится популярной, то надо очень тщательно подбирать людей, с которыми вам предстоит работать. Главное, чтобы люби работали а не просто создавали видимость работы, примкнув к вашей популярности и мечтая заработать на вас кучу денег. Самое главное, чтоб вокруг вас были люди, которым вы полностью доверяете. Поэтому еще раз повторюсь, вы должны делать правильный выбор людей, с которыми вам предстоит работать. Кто работает с вами не ради наживы, а может быть вначале даже за идею.
Как складываются отношения группа – лэйбл? Какую помощь лэйбл оказывает группе?
> После того, как лейбл подписывает с вами контракт и выпускает ваш альбом на рынок,он напрямую занимается вашей радио раскруткой,помогут сделать вам видео. Так-же платят гастрольным агентствам за организацию ваших концертов. В Америке лейблу выгодно вкладывать деньги в раскрутку группы. К сожалению в России это не совсем так...
Какие обычно условия предлагают лэйблы молодым группам – как правило? Каким образом может группа “выбить” себе лучшие условия?
> Молодым группам обычно дают самый стандартный контракт, где больше прав на ваш диск и все остальное будет иметь лэйбл. Старайтесь привлечь как можно публики на ваши концерты! Когда продюсер лейбла приходит на ваш концерт и видит переполненный зал и интерес людей к музыке, которую вы играете, тогда уже вы сможете диктовать свои условия рекорд компании. Поэтому мой вам совет, завоевывайте свою публику! Если группа становиться популярной и вы видите, что ваша музыка нравиться и вы собираете полные залы, то диктуйте свои права лейблу, стараясь всегда оставлять себе права на музыку, которую вы играете, и следить за тем, чтоб группа получала деньги с выпущенного СД.
Начнём с выбора инструмента. На что в первую очередь следует обратить внимание при покупке гитары (гриф, дека, электроника)?
> Обращать внимание нужно на все, самое главное знать чего ты хочешь. Достигаешь ли ты на этой гитаре звука, который ты хочешь получить. Нужно просто знать стиль музыки,которую ты играешь, и под него подбирать инструмент. Нужно выбирать такую гитару, на которой тебе удобно играть, ту которая тебе нравится, в которую ты влюблен и которую просто не терпиться купить и мимо которой ты просто не в состоянии пройти. Тогда, я уверен, вы сделаете правильный выбор!
Что делать, если ограничен в средствах? Как выбирать инструмент б/у (секонд хенд)?
> В этой ситуации лучше купить пользованный инструмент, он будет всегда стоить на порядок дешевле новой гитары (если это конечно не "винтадж" инструмент). Поэтому можно и нужно покупать пользованные инструменты! Конечно его нужно тщательно посмотреть, подключить и поиграть на нем, чтоб все работало... Так-же можно купить не очень дорогую новую гитару "offbrand" например, не очень популярной фирмы. Она будет стоить намного дешевле, не так как стоит "Fender" или "Gibson", например. Просто стоит поиграть на нескольких инструментах одной и той-же фирмы. Иногда они звучат совсем по разному, один лучше, другой хуже. Так-как они вырезанны из разных частей дерева, то и резонанс у гитарной деки абсолютно разный!
Инструмент, допустим, мы купили... Приступим к выбору усиления. Какие усилители или комбо нужны для работы дома, в студии и на концертных площадках? Сейчас оченнь большой выбор всякой всячины и очень трудно разобраться, что хорошее, а что не очень (а были времена, когда Вермона считалась "фирмой", а про Маршалы я и не говорю)?
> Да,сейчас огромный выбор различных усилителей! Я могу сказать,что конечно дорогие аппараты и звучат лучше, но и копии иногда звучат совсем неплохо. Очень неплохо звучат "симулирующие" усилители, такие-как например "Line-6", "VOX", "Crate" и т.д. Самое главное, ищите аппарат по себе, чтоб вас самих звук устраивал.
Выбор шнуров. Можете ли порекомендовать чего-нибудь? Шнуры или радиосистема? Преимущества и недостатки?
> Радио системами я не пользуюсь, а пользуюсь обыкновенным шнуром. Из радио систем лучше пользоваться фирмами "Shure", "AKG", "Senheiser", "Byer". Я все-же предпочитаю обыкновенный шнур.
Ну вот вроде бы и все с покупками... С чего следует начинать учиться? Сейчас многие начинающие гитаристы напрочь отказываются изучать нотную грамоту... Зачем, говорят, ведь есть табы (табулатура), да компютегных програм немеренно, и ко всему прочему видеошколы. Но элементарная теория музыки (сольфеджио для начинающих) должна быть в мозгах гитариста?
> Лучше, если есть возможность, то начинайте учиться с теории музыки и нотной грамоте! Если такой возможности у вас нет, то пытайтесь "снимать" вещи и конечно же пишите сами. Подходите к игре на гитаре творчески! Старайтесь самовыражать себя и быть непохожим на кого-то, а быть самим собой. Ищите себя в музыке, ищите свой стиль и я уверен, вы его найдете!
Всем удачи и творческих успехов! Ваш Валерий Гаина.
Март 2007