Интересно порой всё-таки поворачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но видимо разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми владеет музыкант делает из него настоящего профессионала. Вот так получилось и сейчас с моим собеседником, имя которого вряд ли известно рядовому слушателю джаза, но он настоящий специалист своего дела – барабанщик некогда очень популярной не только в России, но и в мире -группы Круиз, лидер и новатор в области барабанщицкого ремесла – Сергей Ефимов .
Небольшая справка: золотой состав группы КРУИЗ в составе Валерия Гаины, Фёдора Васильева и Сергея Ефимова стал первой советской группой, которая выпустила свою авторскую пластинку на западной фирме грамзаписи – WEA (Уорнер Бразерс). Уже потом появились американские издания Парка Горького ( Gorky Park) и Бориса Гребенщикова (Radio Silence). КРУИЗ были первыми. Более того, этот состав отыграл и европейское турне, посетив со своими концертами Германию, Англию, Голландию, Испанию и многие другие европейские страны.
Валерий Гаина сейчас благополучно живёт и занимается продюсерской работой в США, Фёдор Васильев выступает в составе группы «ТРЕК», а Сергей Ефимов занят работой с собственным проектом Хиппи Хаос, играющем джаз, джаз-рок и фанк музыку.
Меня часто спрашивают этот вопрос. Сергей, а почему Вы именно барабанщик, а не гитарист, например. А почему вы сейчас стали играть такую сложную музыку как джаз? А почему фанк? Ребята, музыкант не сам выбирает свою профессию и стиль исполняемой им музыки. В какой-то момент я просто почувствовал: - я буду играть на барабанах, хотя это не такой популярный инструмент как, скажем, гитара. Но я почувствовал тягу к этому. И чем бы я в своей жизни не занимался, чтобы я не пытался делать – единственная моя настоящая любовь это музыка, её ритм и звучание…
Ну а началось всё в конце 60-х, когда в нашей стране появились брюки -клёш, длинные волосы, записи Shocking Blue; The Who. И вот всё это стало проникать в моё сознание. И в какой-то момент, как это тогда происходило, в школе мне сказали: – «Мы делаем школьную команду и ты будешь играть у нас на барабанах». Вот я и стал не просто играть на барабанах, а ещё и кайфовать от этого. Стал учиться игре. К началу 80-х я уже чётко сформировал своё музыкальное мышление на почве джаз-рока, что в дальнейшем облегчило мне понимание всей музыки в целом.
В каком-то смысле мне повезло. У меня был авторитет – Игорь Седых, приведший меня к более серьёзной и глубокой музыке в то время. Благодаря ему я стал слушать Jean-Luic Ponty, Chick Corea. Я стал формировать свой почерк, хотя для начала 80-х годов это звучало неестественно для Советского Союза – «барабанщик со своим почерком игры», а я пытался сформировать свой стиль, как ни смешно сейчас это звучит для того времени. Естественно, что я всё это делал на основе услышанного мной, плюс придумывал что-то сам.
Lenny White, Don Brewer, Ian Paice на тот момент были моими кумирами. В то время многие подростки увлекались музыкой и имели своих кумиров.
Просто мы оба «левши». Мне и по мячу проще ударить левой ногой. И игра левой рукой по хай-хэту даёт определённые преимущества. А вот по бочке я как-то сразу стал играть правой ногой. Так что я «смесь» левши и правши. Низ как у правши, а верх как у левши.
В 84-м я познакомился с моим земляком Сергеем Сарычевым. Мы записали некоторый материал для «Альфы». Но тогда был запрет на рок-музыку и прочее. Т.е. с концертами было совсем всё плохо и мы почти не выступали… Поехали в Москву, на поиск работы….Сарычев, ещё до «Альфы» был клавишником Круиза и как-то, находясь в Москве мы с Сергеем приехали к ним на базу. Они в то время уже были «крутой» группой. На их базе, в небольшой комнате стоял фирменный LUDWIG, полтора киловатта аппаратуры и мы вмочили хорошее такое небольшое выступление. Я помню долбил изо всех сил, все палочки переломал уже на третьей песне. В Москве с концертами «Альфы» тоже ничего не получалось и я на какое-то время вернулся к себе домой, в Волгоград. Поработал дома в ресторанах, но так, что люди стали ходить в ресторан не поесть-выпить, а посмотреть на ресторанных музыкантов и послушать музыку, которую мы исполняли…
В 85-м, мы с Сарычевым записали альбом «Альфы» и снова вернулись в Москву. Какое-то время мы кое-как просуществовали, с концертами так и не шло... И в августе 85 я решил пойти хотя бы техником в Круиз. Позвонил их директору, Матвею Аничкину, и спросил у него по поводу работы барабанным техником. « Ты нам нужен как барабанщик!» – ответил мне тогда Аничкин. Так я и попал в «Круиз». С Валерой Гаиной у нас были общие взгляды на видение музыки, он также хотел по-хорошему что-то «мочить», а меня распирала энергетика. Валера стал проводить в «Круизе» политику рока и так к концу 85-го мы стали уже играть более сложную музыку. «Круиз» был уже сложившейся концертной группой, с отработанной программой, но в конце 80-х годов вообще в рок-музыке всё было очень серьёзно в плане подачи материала. Помните? Тогда надо было быть и большим технарём-музыкантом, и шоу выдавать на уровне. Все выступали в каких-то зрелищных концертных костюмах. Все старались показать какое-то интересное шоу. Поэтому я старался играть не прячась где-то там за «банками», а наоборот- играть «на показ». Даже в медленную песню я всегда старался вставить элемент динамики. Так это происходит и до сих пор у меня. Кто то ведь приходит на концерт чтобы больше послушать, а кто-то чтобы посмотреть. Потом в «Круиз» пришёл Федя Васильев и мы стали играть очень скоростную и ещё более сложную музыку втроём. В 1987 мы подписали контракт с WEA и в сентябре 1988 у нас в Германии вышла пластинка. Денег мы за неё не увидели, чиновники из Министерства Культуры Советского Союза тоже хотели есть хлеб с маслом, но WEA зарядило нас на длительное европейское турне и мы стали зарабатывать деньги на наших концертах. Не великие конечно, ну что нам оставалось делать? Контракт подписан и мы не имели права нарушить его условия. Что мы действительно тогда получили сполна – так это громадный, профессиональный опыт. Для музыканта это очень важно – иметь возможность играть. Мы смогли действительно удивить Запад тем, что в России музыканты умеют играть рок-музыку не хуже их звёзд.
Восстребованности в серьёзной музыке в нашей стране сейчас не существует. Это проблема 85 года – боязнь неклишированной, непричёсанной музыки уходит корнями в советское время…Когда власти боялись и запрещали такие группы как Аракс, тот же Круиз. Они боялись этого, как сейчас говорят, НЕФОРМАТА. Сейчас в клубах тоже самое: опять определённое клише – какое-то обсубкультуривание. Всё причёсано. Мы играем с Хиппи Хаос совсем небольшое количество концертов. Нас приглашают на различные джазовые фестивали, джазовые сборные концерты. В январе мы отыграли на фестивале в Краснодаре, которые организовывает ежегодно Игорь Марин. Человек делает этот фестиваль полностью за свой счёт, вряд ли что-то зарабатывая этим, но находя новых молодых одарённых музыкантов. Ведь выдающихся музыкантов можно найти абсолютно везде. Надо только заняться этим. Есть Сергей Ващенко который нам очень помогает по всей стране, находясь в Москве. Он не связан с музыкой, он связан с музыкальным бизнесом. После работы с такими людьми получается, что мы «ненужная» команда приезжаем с гастролей и рассказываем истории, в которые гастролирующие «форматные» музыканты не верят. В глубинке, нас встречают как супер-звёзд. Ситуация: нас как то вроде и нет в столицах, и в то же время мы приезжаем в регионы и мы есть. Существуем. Значит народ воспринимает эту музыку. Но кто-то из людей «решающих, что ставить в эфир, а что нет» не любит такой жанр. Поэтому до народа это не доходит.
При всей этой ситуации мы продолжаем искать развитие и развиваемся как команда. Мы не зацикливаемся в рамки стиля. Более того – нельзя этого делать. Ни в коем случае. Ты можешь быть прекрасным джазовым музыкантом и перелопачивать только джаз, но тогда ты не сможешь играть что-то другое, рок например. Или наоборот. Я и ребят, с которыми мы играем в Хиппи Хаос учу этому. Кстати, ведь то, что происходит в нашей музыкальной индустрии отражает происходящее в нашем государстве.
Я представляю, что происходит сейчас в Белоруссии. Но я не живу у Вас, поэтому мне тяжело говорить хорошо или плохо Вам. Я знаю и вижу то, что происходит у нас, в России. Вы думаете у нас есть демократия? Это только кажущаяся вещь, а на самом деле строй российского государства на сегодняшний день это феодализм. Я имею свою гражданскую позицию и на самом деле очень переживаю за наши бывшие республики. Возможно это звучит банально и громко, но я действительно переживаю за все республики, которые от нас откололись. Мне не важно, будет ли Союз вновь, для меня более важно, чтобы мы все интегрироваться в мировую демократическую систему и стали её равными участниками . Жаль, что некоторые политики пытаются донести до народа обратное.
Ты знаешь, наоборот. Я всегда мог, извините, что называется «пустить пыль» в глаза. Люди думают - «ничего себе, и как это у них получается?», а ведь на самом деле все мы знаем, что «всё гениальное оно -просто». Я недавно был в составе жюри на конкурсе молодых барабанщиков и заметил, что у молодых ребят идёт тенденция играть сложные ритмы, латину, какие-то нереальные ритмические и темповые рисунки. 20-ти летние ребята играют так, что вы своим ушам не поверите. Это здорово. Но вот как-то никто не сыграл обыкновенный качОвый ритм.
Совсем недавно мы с Игорем Чеховым сидели в гостях у Феди Васильева и смотрели на DVD концерт Motley Crue, который привёз Игорь. Этим ребятам уже под 50 лет, но какое яркое шоу они выдают. И на концерте – огромная толпа! Молодым ещё учиться у них и учиться. А Томми Ли …он не ищет каких-то необыкновенных ходов на барабанах. Он просто, что называется «мОчит свой кач», абсолютно не напрягаясь на технику, но обратите внимание на то, как он всё это подаёт! Поэтому, я и заметил тенденцию- у многих молодых начинающих музыкантов есть проблема не с уровнем исполнения, а с подачей. Т.е. он молодец: и так может сыграть, и вот такую триоль исполнить, а вот он какую синкопу нарисовал…Молодец! Но только во время своего исполнения он как-то прячется там, за тарелками и альтами…Его и не видно там. Визуальность отсутствует напрочь. Увлечение игрой на барабанах, уход в барабанную философию может привести к непониманию музыканта публикой. И хотя мы стараемся быть впереди публики, а не играть «на потребу», я отмечаю, что у западных музыкантов – вот у них всё в порядке и с видео, и с музыкой, и с выступлениями.
Так вот как раз «Хиппи Хаос» это и есть отдельная история, а вся остальная жизнь проходит в каких-то других проектах, не имеющих отношения к творчеству. Сессионные записи с огромным количеством исполнителей, где моими руками рисуется одна общая картина того, что надо этим исполнителям. Я концентрируюсь полностью на запись какого-нибудь будущего шлягера так называемого поп-исполнителя, делаю свою работу, но когда выхожу из студии уже через пол-часа я не помню эту песню.
С моими музыкантами мы ради того, чтобы заработать себе на жизнь много играем фоновой музыки в московских казино. И зарабатываем на этом совсем неплохие деньги. Но вот это для меня, как для музыканта, и есть фон. Творчество –это Хиппи Хаос.
Честно говоря я книги не читаю, нет времени - я их стал слушать. Ритм жизни сейчас такой, что уже нет времени на то, чтобы сидеть и читать. Я покупаю аудиокниги и слушаю их в машине. Много скачиваю аудиокниг из интернета. Сейчас, к примеру, прослушал-прочитал Хемингуэя, Булгакова, Зощенко. Хотя я и раньше читал массу известных писателей…но вот в очередной раз не смог понять Ремарка. Я ведь как считаю, что образование у мужчины идёт всю жизнь. Поэтому, у меня всё ещё впереди. Как сказал не очень для меня великий Ленин – учиться и учиться. С годами понимаешь, что если в детстве ты не получил достаточного образования, то с годами этот пробел надо восполнить. В театр я вот, видимо к сожалению, не хожу. Зато сейчас много стал слушать классической музыки, мало что в ней понимаю и совсем не разбираюсь, но слушаю с удовольствием. Из нового - понравился Audioslave. До сих пор всегда с удовольствием слушаю все те команды на которых когда-то вырос. Громаднейший пласт музыки. Современные российские фильмы я не смотрю, да и Голливуд смотреть особенно некогда.
В жизни мы с ребятами радуемся самым обычным вещам, шиковать не умеем. Всё абсолютно как у всех – все земные радости, какие-то бытовые проблемы, работа.
Но мы несём что-то в этот мир. Несём своё творчество. И поэтому мне бы очень хотелось пожелать Вашим читателям того, чтобы они не боялись быть необычными людьми, чтобы помимо каких-то жизненных вопросов они не забывали и о духовной стороне жизни. Музыкантам хочу пожелать больше концертов и понимания со стороны музыкальных компаний. Не бойтесь сотворить что-то необычное и не бойтесь показать себя необычными на сцене. Не забывайте, что гордость это хорошо, а вот гордыня это уже плохо. Поэтому, коллеги- не становитесь идолами и кумирами. Мне иногда говорят что я живая легенда, а мне не хочется быть легендой. Честно. Для меня, легенда это уже пыль. Это что- то несуществующее. Будьте живыми музыкантами и стремитесь к этому. Удачи вам всем!
Александр Островцов
Апрель 2007