Гостинично-развлекательный комплекс «Золотое кольцо» продолжает радовать любителей рок-музыки: после экс-гитариста группы «Ария» Сергея Маврина и его группы во Владимире выступило трио Валерия Гаины.
Возглавляемая им группа «Круиз» была бешено популярна в 80-х годах, тогда же Валерий Гаина неоднократно признавался лучшим гитаристом в СССР. В последние годы музыкант жил в США, где преподавал в музыкальном институте G.I.T., и только недавно вернулся к активной концертной деятельности в России.
Многие профессиональные артисты заявляют, что могут сыграть и для одного зрителя в зале. Но вот на деле сделать это готовы единицы, и Валерий определенно в их числе. Несмотря на то, что на выступление его трио в клуб «Порт» гостиничного комплекса «Золотое кольцо» пришло до обидного мало настоящих ценителей хорошей музыки, Валерий Гаина и его музыканты подарили этим счастливчикам совершенно ураганное шоу.
Сам Валерий - удивительно светлый и позитивный человек, который всегда готов поделиться своим хорошим настроением с залом: искренняя улыбка не сходила с его лица все два часа, пока длился концерт. Добавьте к этому непосредственное общение с залом, эффектные сценические движения и, конечно же, заоблачную гитарную технику, ничуть не затмевающую, но оттеняющую прекрасные песни, - и вы поймете, почему никто из пришедших просто не смог остаться равнодушным!
- Генеральный директор «АМАКС «Золотое кольцо» Сергей Колесников - наш хороший друг и старый поклонник, и мы не могли отказать ему и не выступить в вашем городе, - сказал после концерта в эксклюзивном интервью газете «Призыв» Валерий Гаина. - Мы сюда приезжаем уже 4-й раз, и так складывается, что именно под Новый год. Такой своеобразный подарок и нам, и нашим владимирским поклонникам получается (смеется). Конечно, нас немного огорчило, что в этот раз было так мало народу. Наверное, это связано с кризисом.
- Я - артист, и для меня моя жизнь - это то, что я делаю. Я не могу просто выйти на сцену и сыграть в половину своих сил только из-за того, что в зале мало народу. Для меня важно установить с публикой контакт, найти нашу общую тему вечера, что ли. Уже в самом начале мое внутреннее чутье мне сказало - все идет как нужно: люди (даже те, кто остались сидеть за столиками с едой) с удовольствием участвовали в концерте, где могли - подпевали, где не могли - просто слушали. Одним словом, нам и слушателям было в кайф (улыбается).
- Думаю, сейчас таких людей немало, ведь прошло много лет с тех пор, как я уехал в Америку. Сейчас я фактически живу на две страны, приезжаю из США, даю здесь концерты, а потом уезжаю обратно. Кто такой сегодня Валерий Гаина? На сцене - артист и исполнитель своих песен. Вне ее - музыкант и композитор. Наконец, просто человек, который любит играть. Это моя жизнь, и даже не знаю, кем бы я мог быть еще. Мне повезло, ведь сейчас – другое время. С одной стороны, музыкальный рынок перенасыщен. С другой – у людей нет возможности выбора. На лицо жанровый кризис. Например, сейчас чтобы раскрутить песню, надо вложить в это миллионы. Выстроился определенный механизм, и он затрудняет путь от творца к слушателю. К чему это привело в итоге? Люди просто уже не обращают внимания ни на что вокруг, - вот мое понимание того, что происходит.
- Мне все равно. Я чувствую себя абсолютно спокойно и просто занимаюсь своим делом. Я всегда делал в жизни то, что хотел, и тогда в 80-е, и сейчас. Насколько я помню, меня редко кто хвалил, всегда ругали. Когда я только-только выпустил альбом «Круиз-1», до того как он стал пользоваться бешеной популярностью, говорили, что это никому не нужно, потом - ругали мой вокал, да и до сих пор меня критикуют за то, что я плохой вокалист. Но я это все пережил. Просто понял, что лучше меня никто не споет, и дело не в том, что я считаю себя хорошим певцом, просто я, как никто, чувствую свои собственные песни. Кстати, теперь меня многие ругают за то, что я не играю музыку 80-х (смеется). Но я считаю, что все должно соответствовать времени. Когда-то я позволял себе делать на гитаре все, что хочется. Тогда это было актуально, сейчас - нет. Свои последние альбомы я стараюсь писать в духе времени, чтобы молодые люди, которые услышат меня, что-то почувствовали, нашли в этой музыке себя. Ведь в душе я такой же молодой, как и они.
- На концерте я пытаюсь смешать все в одну кучу, - старое и новое. Раньше я делал так: сначала играл новые песни, потом - старые. Это происходило потому, что в большинстве своем те, кто приходил на мои концерты, не знали новых песен, не могли их спеть вместе со мной. Но времена меняются, и теперь мы можем играть самую разнообразную программу. У нас репертуар - 40-50 композиций. Просто слежу за публикой, а чутье мне подсказывает, что бы они хотели услышать в данный момент. Вот сегодня из зала крикнули: «Волчка» давай»! Мы сразу же и сыграли эту песню, хотя она в этом месте не была запланирована. Это немножко выбивает моих музыкантов из колеи, но сейчас они смотрят на это проще. Во всяком случае все привыкли к тому, что это может произойти.
- Здесь один ключ ко всему: нельзя останавливаться на достигнутом, нужно развиваться. Конечно, со временем нарабатывается определенный уровень, ниже которого уже не опустишься. Но в том-то и дело, что если ты постоянно находишься только здесь, то рано или поздно тебя кто-нибудь обгонит. Поэтому творческий человек всегда должен стремиться двигаться дальше. Нет потолка, нет конца дороги, нет никакого края. В своей жизни я много времени провел с гитарой в руках, и, в принципе, выработал свой стиль, штрихи, фишки, которые отличают меня от других музыкантов. Поэтому сейчас для меня более важно написать правильную композицию. Инструментальную или с вокалом - неважно, главное, чтобы она удалась. А это всегда поиск аранжировки, таинственный процесс звукозаписи, в эту работу погружаешься с головой, а результат потом представляешь со сцены.
- Изначально я приехал туда по контракту. Моя группа Gain получила предложение на запись в Америке, а после я решил остаться жить в США. В то время за рубежом говорили: «Вау! Русские тоже играть умеют рок-музыку!» А в нашей стране для нас будущего не было, наступали 90-е. Понятно, чтобы если бы мы лет пять переждали бы эти времена в своих квартирках, может быть, потом нам бы удалось восстановить карьеру. Но никто не откажется от возможности стать более известным в мире человеком.
В Америке я создал группу Karma. У нее было большое будущее, но не сложилось. В то время я еще работал продюсером (Валера спродюсировал массу проектов, таких как "Leather Hyman", "Forest Lawn", "Cane Tree", "Nobody's Angel", "V2", "Andrea", и так далее, - Прим. авт.). И вот когда ты застрял с одним проектом на полгода, потом с другим, смотришь, уже год прошел, а ты ничего не сделал для своей группы. Но я не собираюсь жаловаться: все, что я искал в Америке, я там нашел. Я стал универсальным человеком, знаю множество дел, могу быть и режиссером, и продюсером, могу работать в самых различных музыкальных стилях, то есть из просто гитариста превратился в профессионального музыканта.
Например, последние 10 лет я пишу музыку для телевидения, от CNN до NBC, а на Discovery или Animal Planet вообще сплошь и рядом мои композиции.
- Для России я готовлю инструментальный альбом. Думаю, он выйдет уже весной. Каким он будет – станет видно по ходу действия. Может быть, будут дуэты и гитарные, и с вокалистами. В общем, ждите сюрпризов.
Беседовал Владимир МИХАЙЛОВ
декабрь 2009